16-645/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 10 марта 2020 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу Беляева А.Г. на вступившие в законную силу решение судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 7 мая 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 22 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Беляева А.Г.,
установил:
постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 7 февраля 2019 года Беляев А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Решением судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 7 мая 2019 года постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 7 февраля 2019 года оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 22 июля 2019 года решение судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 7 мая 2019 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Беляев А.Г. ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений.
Проверив доводы жалобы, рассмотрев ее в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, которые согласно части 2 данной статьи устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Согласно статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Кроме того, как установлено частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол мог быть составлен, если имелись данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при этом административный орган обязан принять меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола и лишь при наличии таких сведений административный орган вправе составить протокол в его отсутствие.
При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица, привлекаемого к административной ответственности. Извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.), что согласуется с разъяснениями пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Таким образом, цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы. В случае извещения протокол может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных ему гарантий защиты.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч.2 ст.25.4 КоАП РФ).
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть извещено надлежащим образом и заблаговременно, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности.
Данные требования закона административным органом не соблюдены, что объективно подтверждается следующими обстоятельствами.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении № от 29 января 2019 года составлен в отношении Беляева А.Г. в его отсутствие, при этом из текста протокола следует, что уведомление о времени и месте составления протокола направлялось Беляеву А.Г.
Однако, из материалов дела усматривается, что Беляев А.Г. извещался о составлении протокола на 29 января 2019 года (л.д. 4) по адресу нахождения ООО «Регион-Логистик». Сведения о получении уведомления в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, по адресу места проживания Беляев А.Г. не извещался, что, в случае его привлечения к административной ответственности, как должностного лица, являлось обязательным.
Принимая во внимание отсутствие доказательств надлежащего извещения Беляева А.Г. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от 29 января 2019 года, считаю, что данный протокол был составлен с существенным нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
Административным органом не представлено доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что им приняты все меры по извещению Беляева А.Г. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.
Судьями такие доказательства не истребовались и, как следствие, не изучались.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Поскольку протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу, так как составлен с нарушением требований, установленных КоАП РФ, постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 7 февраля 2019 года, решение судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 7 мая 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 22 июля 2019 года подлежат отмене, а производство по делу – прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 7 февраля 2019 года, решение судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 7 мая 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 22 июля 2019 года, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные решения.
Судья