УИД 63МS0088-01-2022-003717-48
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3386/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 мая 2023 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу защитника Абрамова Виктора Александровича, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «МАТТОНЕ», на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 88 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области – мирового судьи судебного участка № 92 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области от 20 января 2023 года, решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 4 апреля 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «МАТТОНЕ» (далее ООО «МАТТОНЕ», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 88 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области – мирового судьи судебного участка № 92 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области от 20 января 2023 года (резолютивная часть оглашена 17 января 2023 года), оставленным без изменения решением судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 4 апреля 2023 года, ООО «МАТТОНЕ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Абрамов В.А. просит изменить вынесенные в отношении общества судебные акты, заменив административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Потерпевшая ФИО9., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной жалобы на указанные выше судебные акты, в установленный срок возражения не представила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а равно нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно пункту 3 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников определяются названные кодексом и Федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью).
В силу пункта 1 статьи 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Положения устава общества или решения органов общества, ограничивающие права участников общества, ничтожны.
Статьей 34 Закона об обществах с ограниченной ответственностью установлено, что очередное общее собрание участников общества проводится в сроки, определенные уставом общества, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества. Уставом общества должен быть определен срок проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Указанное общее собрание участников обществ должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.
В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона об обществах с ограниченной ответственностью орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за тридцать дней до его проведения уведомить об этом каждого участника общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным уставом общества.
Пунктом 9.1 Устава ООО «МАТТОНЕ», утвержденного Протоколом общего собрания учредителей ООО «МАТТОНЕ» от 5 сентября 2016 года, предусмотрено, что высшим органом управления общества является общее собрание участников. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.
В Уставе не определен срок проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц участниками (учредителями) общества являются ФИО9. и ФИО11
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в Банк России поступила жалоба участника общества ФИО9 о нарушении обществом требований к порядку созыва, подготовки и проведения внеочередного общего собрания участников ООО «МАТТОНЕ».
В ходе проведения проверки по указанному обращению установлено, что очередное общее собрание участников ООО «МАТТОНЕ» по итогам деятельности за 2021 год не проведено в нарушение требований статьи 34 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, уведомление о проведении очередного общего собрания участников общества, единоличным исполнительным органом общества в установленный законом срок в адрес участников общества не направлено.
Данные обстоятельства явились основанием для составления должностным лицом Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации в отношении ООО «МАТТОНЕ» протокола об административном правонарушении, предусмотренного частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 18 октября 2022 года № ТУ-36-ЮЛ-22-5459/1020-1, выписками из ЕГРЮЛ в отношении ООО «МАТТОНЕ», Уставом ООО «МАТТОНЕ», актами о неприбытии законного представителя общества – генерального директора ФИО13 и потерпевшей ФИО9. на составление протокола об административном правонарушении, уведомлениями о составлении протокола об административном правонарушении, жалобой ФИО9. на бездействие ООО «МАТТОНЕ», выразившееся в уклонении от проведения годового собрания общества по итогам 2021 года, запросом Центра защиты прав потребителей Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального Банка России о предоставлении информации, Положением о порядке созыва, подготовки и проведения общего собрания участников ООО «МАТТОНЕ», требованием ФИО9 от 4 июля 2022 года о созыве внеочередного собрания участников, решением генерального директора общества о проведении внеочередного общего собрания участников ООО «МАТТОНЕ» от 4 августа 2022 года, уведомлениями о проведении внеочередного общего собрания участников ООО «МАТТОНЕ» от 4 августа 2022 года, протоколом внеочередного общего собрания участников ООО «МАТТОНЕ» от 5 сентября 2022 года и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъектами административной ответственности за незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а равно за нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью могут являться как физические лица, в том числе должностные лица, имеющие статус единоличного исполнительного органа общества, так и юридические лица.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях характеризуется бездействием лица, на которое возложена обязанность в незаконном отказе в созыве или уклонении от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, либо действие, связанное с нарушением требований закона к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
С утверждением в жалобе в той части, что судебными инстанциями не дана надлежащая оценка доводам о невозможности проведения общего годового собрания участников, ввиду приостановления деятельности общества и судебными разбирательствами с ФИО17, согласиться нельзя.
Представленные по делу доказательства оценены в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств по настоящему делу не вызывает сомнений.
Доводы жалобы о возможности назначения обществу административного наказания в виде предупреждения, были предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, получили оценку со ссылкой на положения норм действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела и обоснованно признаны несостоятельными.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.
Административное наказание назначено обществу с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 88 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области – мирового судьи судебного участка № 92 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области от 20 января 2023 года, решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 4 апреля 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «МАТТОНЕ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Абрамова В.А. - без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова