УИД 10RS0005-01-2023-000777-81 дело № 2-650/2023
Решение
именем Российской Федерации
07 августа 2023 г. г. Костомукша
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Фазылова П.В.,
при секретаре Горшковой Л.А.,
с участием Тикканена М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Калевальского района, действующего в интересах Тикканена М.О,, к муниципальному образованию «Калевальский национальный район «Администрации Калевальского муниципального района» о компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью,
установил:
И.о. прокурора Калевальского района, действующий в интересах Тикканена М.О., обратился с исковыми требованиями к Администрации Калевальского муниципального района, по тем основаниям, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что 12.08.2021 в дежурную часть ОМВД России по Калевальскому району поступило сообщение фельдшера СП пос. Калевала о том, что оказана медицинская помощь Тикканену М.О., обратившемуся с укушенной раной правой голени. В ходе проверки было установлено, что 12.08.2021 у <адрес> бездомная собака укусила Тикканена М.О. в правую голень, в связи с чем ему были причинены физический и моральный вред. В результате бездействия администрации Калевальского муниципального района, выразившиеся в непринятии мер по отлову бродячих животных, Тикканен М.О. перенес нравственные и физические страдания, связанные с болевыми ощущениями. Просит суд взыскать с администрации Калевальского муниципального района в пользу Тикканена М.О. компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
В судебном заседании и.о. прокурора <адрес> участия не принимал, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Истец Тиканен М.О. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что на него напало две огромных собаки, одна из которых его укусила в голень, крови не было, была гематома. Он обратился за медицинской помощью, где ему обработали место укуса и сделали укол. Болевые ощущения сохранялись несколько дней, гематома прошла через полторы недели. От нападения собак он испытал испуг.
Ответчик, извещенный о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направил. В представленных возражениях просил отказать в удовлетворении искового заявления, поскольку в результате укуса собаки какой-либо ощутимый вред здоровью Тикканена М.О. причинён не был, укус собаки не повлиял на его психологическое и физическое здоровье, с момента происшествия прошло более двух лет. Также указал, что в августе 2021 года на территории Калевальского муниципального района работой с бездомными животными занималось ГБУ РК «Республиканский центр ветеринарии и консультирования», с которым был заключен муниципальный контракт на отлов животных в количестве 37 животных без владельцев, контракт был исполнен к концу мая 2021 года. 02.07.2021 администрация подала заявку на выделение дополнительного финансирования в размере 937 тыс. рублей в 2021 году для отлова животных, которое было получено в сентябре 2021, но в связи со смертью работника ГБУ РК «РЦВК», занимавшегося отловом животных, договор не был заключен. На момент происшествия с Тикканен М.О. денежные средства на отлов животных без владельцев были израсходованы, а денежные средства для заключения нового муниципального контракта отсутствовали.
Заслушав истца Тикканена М.О., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Из разъяснений, данных в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" следует, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.
Поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
В судебном заседании установлено, что 12.08.2021 около <данные изъяты> мин. к Тикканену М.О. проезжавшему на велосипеде мимо <адрес> подбежали две бездомные собаки, одна из которых его укусила. Согласно карте вызова скорой медицинской помощи № представленной ГБУЗ РК «Калевальская центральная районная больница» 12.08.2021 была оказана медицинская помощь Тикканену М.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., диагноз «поверхностная травма голени неуточненная». В дальнейшем Тикканен М.О. на лечении не находился.
В дежурную часть ОМВД России по Калевальскому району по данному факту поступило сообщение от фельдшера СП п. Калевала, которое было зарегистрировано в КУСП N № от 12.08.2021, в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано.
16.08.2021 врио начальника ОМВД России по Калевальскому району в адрес главы администрации Калевальского муниципального района вынесено представление по принятию мер об устранении обстоятельств способствовавших совершению административных правонарушений -принять безотлагательные меры по отлову собак. На указанное представление 20.08.2021 администрация дала ответ, в котором указала, что в рамках исполнения государственных полномочий Республики Карелия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев заключен муниципальный контракт на отлов и содержание животных без владельцев в 2021 году. По контракту отловлен весь объем животных - 37 собак. Всем отловленным животным проведена вакцинация, чипирование, стерилизация, после проведения которых собаки возвращены на прежнее место обитания.
Суд полагает установленным факт причинения Тикканену М.О. физических и нравственных страданий при указанных выше обстоятельствах (боль от укуса, необходимость обращения за медицинской помощью, гематома, испуг).
Также суд считает доказанным тот факт, что собака, укусившая истца, была безнадзорной, хозяев не имела. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. N 54, действовавших на дату причинения истцу вреда (утратили силу с 01.09.2021 в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4), указано, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункты 9.2 и 9.5).
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", а также статей 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Карелия принят Закон Республики Карелия от 19.12.2019 N 2424-ЗРК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Карелия в области обращения с животными", согласно которому органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями Республики Карелия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - государственные полномочия) в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев, оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.
Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Органы местного самоуправления обеспечивают организацию мероприятий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, установленным Правительством Республики Карелия.
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.
В случае недостаточности денежных средств на осуществления данных полномочий, администрация не лишена возможности в соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий, а также вправе решать указанный вопрос в судебном порядке.
Поскольку организация отлова безнадзорных животных является обязанностью администрации Калевальского муниципального района, факт нападения безнадзорных собак на истца и причинение ему телесных повреждений свидетельствует о недостаточности принимаемых администрацией мер в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в чем суд усматривает бездействие.
Доказательств того, что после заключения и исполнения муниципального контракта от 26.02.2021 №1аэф-20 и на дату происшествия (12.08.2021) администрацией предпринимались действенные меры по организации отлова безнадзорных животных в материалы дела не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по возмещению вреда должна быть возложена на администрацию Калевальского муниципального района.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу Тикканена М.О. суд учитывает возраст последнего, степень причиненных ему физических страданий в результате укуса собаки, которые заключаются как в телесных повреждениях (гематома), так и в нравственных страданиях, которые заключаются в перенесенном в момент происшествия испуге, длительность сохранения боли от укуса (2 дня) и гематомы (около полутора недель), с учетом разумности и справедливости, считает соразмерной причиненному моральному вреду сумму компенсации в размере 10000 рублей.
При изложенных обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 196-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования «Калевальский национальный район «Администрация Калевальского муниципального района» (ИНН 1017001325, ОГРН 1021001074401) за счет казны муниципального образования «Калевальский национальный район «Администрация Калевальского муниципального района» в пользу Тикканена М.О. <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись П.В. Фазылов
Мотивированное решение суда составлено 8 августа 2023 года.