Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-440/2023 ~ М-250/2023 от 28.03.2023

Дело № 2-440/2023

УИД: 91RS0023-01-2023-000311-52

Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть решения оглашена 12.10.2023;

мотивированное решение изготовлено 19.10.2023)

12 октября 2023 года                               ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД                                                         РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

в составе: председательствующего судьи            - Стебивко Е.И.

              при секретаре                      - Гаркавенко В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стрелец Ирины Борисовны к Администрации Черноморского района Республики Крым, Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, третьи лица Башкиров Артур Юрьевич, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, о возложении обязанности обеспечить жильем льготной категории граждан,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к <адрес> Республики ФИО5 о возложении обязанности обеспечения жильем льготной категории граждан.

Свои требования мотивирует тем, что состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Администрации Черноморского сельского поселения <адрес> Республики ФИО5 со ДД.ММ.ГГГГ. Членами семьи истца являются дети: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (инвалид детства, 1 группа). Согласно требованиям Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, как мать ребенка-инвалида, истец подлежит первоочередному обеспечению жильем. Постановлением <адрес> Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО3 признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В последующем, ФИО3 и члены его семьи (мать – ФИО2) включены в список граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, строящегося (построенного) на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования». Названным распорядительным актом, в частности, признано преимущественное право ФИО3 на приобретение жилья, как соответствующему категории «инвалид». Однако до настоящего времени семья истца жильем не обеспечена, вынуждена проживать у знакомых.

С учетом изложенных обстоятельств, ФИО2 просит в судебном порядке обязать <адрес> Республики ФИО5 обеспечить ее жильем в порядке, предусмотренном ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ.

Определением Черноморского районного суда Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в качестве ответчика судом привлечена Администрация Черноморского сельского поселения <адрес> Республики ФИО5.

На основании определений Черноморского районного суда Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в качестве третьих лиц судом привлечены ФИО3, Министерство строительства и архитектуры Республики ФИО5, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО5.

Стороны в судебном заседании не присутствовали, о дне слушания дела извещены в установленном законом порядке; представитель ответчика <адрес> Республики ФИО5 направил заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие; иные участники процесса причины неявки суду не сообщили.

В ходе судебного разбирательства истец и его представитель предоставили пояснения аналогичные изложенным в описательной части решения, просят удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика Администрации Черноморского сельского поселения <адрес> Республики ФИО5, в рамках рассмотрения настоящего дела, пояснил, что гр. ФИО2 с 1993 года была принята на учет, как семья, имеющая ребенка-инвалида, и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. В последующем гр. ФИО3, достигнув совершеннолетия, самостоятельно встал на квартирный учет, как инвалид детства. В настоящее время Администрация не оспаривает право гр. ФИО3 на первоочередное получение жилья, однако не может обеспечить улучшение жилищных условий, в связи с отсутствием соответствующего жилищного фонда, в связи с чем, возражает относительно удовлетворения заявленных исковых требований.

Представителями Министерства строительства и архитектуры Республики ФИО5, Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО5 в материалы дела направлены письменные пояснения, согласно которым функции и полномочия по реализации жилищной политики в пределах субъекта Республики ФИО5 переданы Минжилполитики ФИО5, который является главным распорядителем средств субвенций на предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, жилья в собственность или по договору социального найма. При этом, мероприятия связанные с ведением учета граждан указанной категории, порядка очередности, формированием списков, относятся к ведению органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

При изложенных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку они самостоятельно распорядились своими процессуальными правами на личное участие в рассмотрении настоящего дела.

Суд, исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание правовую позицию сторон, приходит к следующему.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО2 проживает по адресу: Республика ФИО5, <адрес>, пгт. Черноморское, <адрес>, совместно с сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сыном ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; по месту регистрации по <адрес> пгт. Черноморское истец с детьми фактически длительное время не проживают; жилого помещения по договору социального найма или в собственности не имеют.

Согласно справки МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом I группы с детства (бессрочно) (л.д.99).

Постановлением <адрес> Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО3 признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Заявление о принятии на квартирный учет, как инвалида 1 группы подано ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94,95).

На основании Постановления Администрации Черноморского сельского поселения <адрес> Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ , гр. ФИО3 и члены его семьи (мать – ФИО2) включены в список граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, строящегося (построенного) на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации «Крымский республиканский фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования».

В Постановлении указано, что гр. ФИО3 соответствует категории граждан, определенных п.6,п.11 ч. 1 ст. 34.1 Закона -ЗРК/2015 (являющийся инвалидом; состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма); одновременно признано его преимущественное право на приобретение жилья, присвоен порядковый номер списка граждан – 3(л.д.11-12).

Истцом в материалы дела предоставлена справка, выданная на ее имя Администрацией Черноморского сельского поселения <адрес> Республики ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО2 состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

До настоящего времени жилое помещение ни истцу, ни ее сыну ФИО3 в целях улучшения жилищных условий органом местного самоуправления не предоставлено.

Согласно полученной судом информации Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ .2, гр. ФИО2 и гр. ФИО3 не состоят в утвержденном списке граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством (л.д.130-132).

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Условиями, при наличии которых жилые помещения предоставляются гражданам по договорам социального найма, по общему правилу, являются: признание их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и признание их малоимущими (статья 49 данного Кодекса). При этом малоимущими считаются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством является вопросом местного значения поселения.

В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и документов, подтверждающих их право состоять на учете. Порядок ведения учета таких граждан устанавливается законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 3, 4, 5, 6, 7 ст. 52 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 34.1 Закона Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике ФИО5» право на приобретение стандартного жилья, строящегося (построенного) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации «Крымский республиканский Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования» в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, имеют, в том числе, инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, ветераны и инвалиды боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.

Заявления о принятии на учет в соответствии с законодательством подаются гражданами в осуществляющие ведение учета граждан органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проживают соответствующие граждане, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашениями о взаимодействии (статья 5 Закона).

Решения о снятии граждан и (или) совместно проживающих с ними членов семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учета принимаются органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статья 16 Закона).

Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).

Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19), предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, руководствуясь вышеназванными нормами действующего законодательства, суд, исходя из наличия у гр. ФИО3, как инвалида 1 группы, нуждающегося в улучшении жилищных условий, права на внеочередное обеспечение жилым помещением, приходит к выводу о наличии обязанности у Администрации Черноморского сельского поселения <адрес> Республики ФИО5 по предоставлению соответствующего жилого помещения лицу данной категории, установив в данном случае бездействие органа местного самоуправления в реализации возложенных на него функций в сфере жилищной политики.

Вместе с тем, статьей 1 ГК Российской Федерации установлено, что Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в случае удовлетворения требований должен привести к восстановлению нарушенных прав лица, обратившегося за судебной защитой.

Заявитель, используя избранные способы защиты, должен доказать нарушение конкретно его прав или законных интересов и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. Выбранный заявителем способ защиты должен соответствовать характеру нарушенного права, не должен нарушать права и законные интересы иных лиц. Если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обратившееся в суд за защитой своего нарушенного права, вправе применять лишь этот способ.

Избрание заявителем неверного способа судебной защиты влечет отказ в удовлетворении заявленных им требований, поскольку в таком случае не обеспечивается защита права и законных интересов заявителя.

По смыслу п. 1 ст. 200 ГК Российской Федерации обращение в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц предусмотрено в случаях, когда такое право им предоставлено законом (ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, ч. 1 ст. 52 и ч. 1 и 2 ст. 53, ст. 53.1 АПК РФ).

В рамках возникшего спора ФИО2 просит обязать муниципальный орган обеспечить ее жильем в порядке реализации Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», как член семьи ребенка-инвалида. При этом гр. ФИО3, достигнув совершеннолетия, являясь дееспособным лицом, самостоятельно реализовал свои социальные права, в заявительном порядке встав на соответствующий учет; бездействие со стороны муниципального органа затрагивает непосредственно его законные интересы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, так как заявленные требования предъявлены в интересах третьего лица, которое вправе обратиться в суд с самостоятельным иском.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление ФИО2 к <адрес> Республики ФИО5, Администрации Черноморского сельского поселения <адрес> Республики ФИО5, третьи лица ФИО3, Министерство строительства и архитектуры Республики ФИО5, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО5, о возложении обязанности обеспечить жильем льготной категории граждан, - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики ФИО5 через Черноморский районный суд Республики ФИО5 в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

     Судья                                                       Стебивко Е.И.

2-440/2023 ~ М-250/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Стрелец Ирина Борисовна
Ответчики
Администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района РК
Администрация Черноморского района Республики Крым
Другие
Башкиров Артур Юрьевич
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым
Голдобин Сергей Иванович
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым
Суд
Черноморский районный суд Республики Крым
Судья
Стебивко Елена Ивановна
Дело на странице суда
chernomorskiy--krm.sudrf.ru
28.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2023Передача материалов судье
30.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2023Подготовка дела (собеседование)
14.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2023Судебное заседание
08.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Судебное заседание
28.08.2023Судебное заседание
12.09.2023Судебное заседание
18.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
19.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее