№2-59/2023
56RS0005-01-2022-001303-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абдулино 15 ноября 2023 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Куяровой А.С.,
при участии старшего помощника прокурора Борзенко Т.В.,
с участием истцов Петровой Т.Н. и Рогаль М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Семиковой Т. А., Чариковой М. С., Петровой Т. И., Рогаль М. А. к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области об обязании принять решение о выкупе квартир, о прекращении права собственности на квартиры, признании права собственности на квартиры за администрацией, взыскании выкупной цены за квартиры,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Семикова Т.А., Чарикова М.С., Петрова Т.И., действуя через своего представителя Карагодину Ю.Е., обратились с вышеназванным исковым заявлением в суд к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, указав, что истцы являются собственниками квартир в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: ..., признанном аварийным еще в ... году. Собственниками ... (по ... доли) являются Семикова Т. А. и Чарикова М. С. на основании свидетельств о праве на наследство по закону. Собственником ... является Петрова Т. И. на основании договора дарения от .... Постановлением администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от ... ...-п многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Собственники дома должны быть отселены в срок до .... Снос многоквартирного дома фактически невозможен без изъятия земельного участка и расположенным на нем объектом недвижимости. Истцы, как собственники жилого помещения, не намерены осуществлять снос вышеуказанного жилого дома. До настоящего времени у истцов не изъяты жилые помещения в указанном многоквартирном доме. Длительное время ответчик бездействовал, не принимал мер по соблюдению прав собственников жилых помещений в аварийном доме. Истцы являются собственниками квартир: ... общей площадью ... кв.м, ... общей площадью ... кв.м, расположенных по адресу: ..., что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права, сведениями из ЕГРН. Многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке площадью ... кв.м, кадастровый номер .... Заключением межведомственной комиссии от ... ... многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от ... ... многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. По смыслу норм действующего законодательства, на который обратил внимание судов Верховный Суд РФ, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Сведения о включении жилого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не представлено. В соответствии с разъяснением, которое дано в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственник и жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ применяются нормы части 1 – 3, 5 – 3 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения, либо о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам установлен срок для его сноса (6 месяцев). Данное постановление было направлено собственникам многоквартирного дома администрацией. В отсутствие каких-либо действий со стороны администрации на обращения собственников помещений МКД в течение длительного периода времени можно сделать вывод о том, что собственники желают по своей инициативе реализовать свои права, распорядиться правом собственности на недвижимое имущество - жилые помещения, в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ, то есть отказаться от права собственности на жилые помещения и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, а администрация в данном случае бездействует. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме по истечении срока, указанного в части 11 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, допускается для муниципальных нужд. В данном случае срок для исполнения собственниками действий по сносу дома истек .... Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части 10 статьи 32 ЖК РФ, принятие органом местного самоуправления решений, нарушающих права и законные интересы граждан, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ. Вместе с тем, в данном случае имеет место затягивание процедуры обжалования гражданами действий или бездействия администрации и последующем разрешении вопроса о произведении выкупа жилых помещений для муниципальных нужд, что в свою очередь может привести к нежелательным последствиям в виде обрушения дома. Сроки для принятия решения о сносе аварийного дома законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными. Так, из акта обследования от ... ... следует вывод, что состояние жилого дома оценивается как недопустимое. Таким образом, истцами предоставлены достаточные и неопровержимые доказательства, подтверждающие факт чрезвычайной ситуации в многоквартирном доме, требующей незамедлительного принятия решений по физическому сносу дома, демонтажу строения. Со стороны администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области прослеживается нарушение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственников, предусмотренной статьей 32 ЖК РФ. Бездействие ответчика в выкупе жилых помещений нарушает права и законные интересы истцов. При указанных обстоятельствах, учитывая, что к настоящему времени срок сноса аварийного многоквартирного дома, установленный собственникам помещений истек, решения об изъятии жилых помещений у собственников в указанном доме не приняты, процедура достижения соглашений с собственниками жилых помещений в данном доме о выкупе жилых помещений или предоставления других жилых помещений взамен изымаемых не инициирована, то есть процедура, предусмотренная статьей 32 Жилищного кодекса РФ, ответчиком нарушена, можно придти к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области обязанности по выкупу жилых помещений истца, расположенных в аварийном доме, подлежащем сносу. При определении выкупной цены жилого помещения, установленной частью 7 статьи 32 ЖК РФ, следует учитывать, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (ч.2 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Согласно Постановлению Правительства Оренбургской области №159-ПП от 04.03.2022 года «Об утверждении стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на сельских территориях Оренбургской области на 2022 год» установлена стоимость 1 кв.м, жилья в размере 25000 руб. Порядок определения размера возмещения за жилое помещение определен в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, а именно, при определении размера в него также включается рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также упущенная выгода. Собственнику помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (ч.1 ст.36 ЖК РФ, п.1 ст.290 ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Положениями статей 36-38 Жилищного кодекса РФ и статьи 290 ГК РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок). Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... согласно данным Росреестра, составляет 872295,26 руб. Согласно подпункту «з» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению. Стоимость приобретения другого жилого помещения, затраты на переезд из жилого помещения, являются убытками, причиненными собственнику жилого помещения в связи с изъятием жилого помещения, поэтому подлежат включению в выкупную стоимость жилого помещения. Обращение истцов об изъятии квартир и земельного участка ответчик не удовлетворил. При указанных обстоятельствах, учитывая, что к настоящему времени срок сноса аварийного многоквартирного дома, установленный собственникам жилых помещений в доме истек, решение об изъятии жилых помещений у собственников в указанном доме не принято, можно придти к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика выкупной цены жилых помещений истцов, расположенных в аварийном доме, подлежащем сносу: ... общей площадью ... кв.м в размере 1790738,72 руб.; ... общей площадью ... кв.м в размере 1215445,72 руб. Поскольку одним из требований истца является возложение на ответчика обязанности принять решение об изъятии у истца жилых помещений, определить стоимость возмещения за данные жилые помещения в связи с изъятием их для муниципальных нужд, то право собственности истца на указанные жилые помещения подлежит прекращению, необходимо за муниципальным образованием Абдулинский городской округ Оренбургской области признать право собственности на указанные жилые помещения.
Истцы просят суд обязать администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области принять решение об изъятии путем выкупа квартир: ... общей площадью ... кв.м у Семиковой Т. А., Чариковой М. С.; ... общей площадью ... кв.м, у Петровой Т. И., расположенных по адресу: ....
Прекратить право собственности на квартиры: ... общей площадью ... кв.м, у Семиковой Т. А., Чариковой М. С.; ... общей площадью ... кв.м, у Петровой Т. И., расположенных по адресу: ..., в связи с изъятием путем выкупа.
Признать за муниципальным образованием Абдулинский городской округ Оренбургской области право собственности на квартиры, ... общей площадью ... кв.м, ... общей площадью ... кв.м, расположенные по адресу: ..., в связи с изъятием путем выкупа.
Взыскать с администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области выкупную цену за квартиры: ... общей площадью ... кв.м - 1790738,72 руб. из них, в пользу Семиковой Т. А., Чариковой М. С. по 895 369, 36 руб.; ... общей площадью ... кв.м - 1215445,72 руб. в пользу Петровой Т. И., расположенные по адресу: ..., в связи с изъятием путем выкупа.
Взыскать с администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в пользу Семиковой Т.А., Петровой Т.И. понесены расходы на оплату услуг юриста в размере 10 000 руб. (по 5000 руб.).
Определением суда от ... к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рогаль М. А. и Петров А. И., а также Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области.
Истица Рогаль М.А., действуя через своего представителя Карагодину Ю.Е., обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области об обязании принять решение об изъятии путем выкупа квартиры, указав, что постановлением администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от ... ... многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, собственники дома должны быть отселены в срок до .... Снос многоквартирного дома фактически невозможен без изъятия земельного участка и расположенным на нем объектом недвижимости. Рогаль М.А., как собственник жилого помещения, не намерена осуществлять снос вышеуказанного жилого дома. До настоящего времени у нее не изъято жилое помещение в указанном многоквартирном доме. Длительное время ответчик бездействовал, не принимал мер по соблюдению прав собственников жилых помещений в аварийном доме. Рогаль М.А. является собственником ... общей площадью ... кв.м, расположенной по адресу: ..., что подтверждается сведениями из ЕГРН. Многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... Заключением межведомственной комиссии от ... ... многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от ... ... многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Сведений о включении жилого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не представлено. В соответствии с разъяснением, которое дано в пункте 22 Постановления Пленуму Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ применяются нормы части 1 – 3, 5 – 3 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам установлен срок для его сноса (6 месяцев). Данное постановление было направлено собственникам многоквартирного дома администрацией. В отсутствие каких-либо действий со стороны администрации на обращения собственников помещений МКД в течение длительного периода времени можно сделать вывод о том, что собственники желают по своей инициативе реализовать свои права, распорядиться правом собственности на недвижимое имущество - жилые помещения, в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ, то есть отказаться от права собственности на жилые помещения и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, а администрация в данном случае бездействует. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме по истечении срока, указанного в части 11 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, допускается для муниципальных нужд. В данном случае срок для исполнения собственниками действий по сносу дома истек .... Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, принятие органом местного самоуправления решений, нарушающих права и законные интересы граждан, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ. Вместе с тем, в данном случае имеет место затягивание процедуры обжалования гражданами действий или бездействия администрации и последующем разрешении вопроса о произведении выкупа жилых помещений для муниципальных нужд, что в свою очередь может привести к нежелательным последствиям в виде обрушения дома. Сроки для принятия решения о сносе аварийного дома законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными. Так, из акта обследования от ... ... следует вывод, что состояние жилого дома оценивается как недопустимое. Таким образом, Рогаль М.А. предоставлены достаточные и неопровержимые доказательства, подтверждающие факт чрезвычайной ситуации в многоквартирном доме, требующей незамедлительного принятия решений по физическому сносу дома, демонтажу строения. Со стороны администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области прослеживается нарушение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственников, предусмотренной статьей 32 Жилищного кодекса РФ. Бездействие ответчика в выкупе жилых помещений нарушает права и законные интересы Рогаль М.А. При указанных обстоятельствах, учитывая, что к настоящему времени срок сноса аварийного многоквартирного дома, установленный собственникам помещений истек, решения об изъятии жилых помещений у собственников в указанном доме не приняты, процедура достижения соглашений с собственниками жилых помещений в данном доме о выкупе жилых помещений или предоставления других жилых помещений взамен изымаемых не инициирована, то есть процедура, предусмотренная статьей 32 Жилищного кодекса РФ, ответчиком нарушена, можно придти к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области обязанности по выкупу жилых помещений истца, расположенных в аварийном доме, подлежащем сносу. При определении выкупной цены жилого помещения, установленной частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, следует учитывать, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (ч.2 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Согласно Постановлению Правительства Оренбургской области №159-ПП от 04.03.2022 года «Об утверждении стоимости 1 кв.м общей площади жилья на сельских территориях Оренбургской области на 2022 год» установлена стоимость 1 кв.м, жилья в размере 25000 руб. Порядок определения размера возмещения за жилое помещение определен в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, а именно, при определении размера в него также включается рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также упущенная выгода. Собственнику помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (ч.1 ст.36 ЖК РФ, п.1 ст.290 ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Положениями статей 36-38 Жилищного кодекса РФ и статьи 290 Гражданского кодекса РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... согласно данным Росреестра составляет 872295,26 руб. Согласно подпункту «з» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению. Стоимость приобретения другого жилого помещения, затраты на переезд из жилого помещения, являются убытками, причиненными собственнику жилого помещения в связи с изъятием жилого помещения, поэтому подлежат включению в выкупную стоимость жилого помещения. Обращение истицы об изъятии квартир и земельного участка ответчик не удовлетворил. При указанных обстоятельствах, учитывая, что к настоящему времени срок сноса аварийного многоквартирного дома, установленный собственникам жилых помещений в доме истек, решение об изъятии жилых помещений у собственников в указанном доме не принято, можно придти к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика выкупной цены жилого помещения, расположенных в аварийном доме, подлежащем сносу: ... общей площадью ... кв.м, в размере 1195822,56 руб. Поскольку одним из требований Рогаль М.А. является возложение на ответчика обязанности принять решение об изъятии у нее жилого помещения, определить стоимость возмещения за данное жилое помещение в связи с изъятием для муниципальных нужд, то право собственности на указанное жилое помещение подлежит прекращению, необходимо за муниципальным образованием Абдулинский городской округ Оренбургской области признать право собственности на указанное жилое помещение. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области принять решение об изъятии путем выкупа ... общей площадью ... кв.м, расположенной по адресу: ..., у Рогаль М. А..
Прекратить право собственности на ... общей площадью ... кв.м, расположенную по адресу: ..., у Рогаль М. А. в связи с изъятием, путем выкупа.
Признать за муниципальным образованием Абдулинский городской округ Оренбургской области право собственности на ... общей площадью ... кв.м, расположенную по адресу: ..., в связи с изъятием, путем выкупа.
Взыскать с администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области выкупную цену в размере 1195822,56 руб. за ... общей площадью ... кв.м, расположенную по адресу: ..., в пользу Рогаль М. А. в связи с изъятием, путем выкупа.
Взыскать с администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в пользу Рогаль М. А. расходы на оплату услуг юриста в размере 5000 руб.
Определением суда от ... к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области и филиал Публично-правовой компании «Роскадастр» по Оренбургской области.
Истцы Петрова Т.И. и Рогаль М.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Истцы Семикова Т.А., Чарикова М.С., представители третьих лиц Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области и филиала Публично-правовой компании «Роскадастр» по Оренбургской области, третье лицо – Петров А.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебном заседания истцов, ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, заключение старшего помощника прокурора Борзенко Т.В., суд считает, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, на основании следующего.
Судом установлено, что Чариковой М. С. и Семиковой Т. А. принадлежит на праве общей долевой собственности по ... доле каждому ... общей площадью ... кв.м, расположенная в многоквартирном доме по адресу: ..., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ... сделана запись регистрации ..., и ... сделана запись регистрации ....
Истица Рогаль М. А. является собственником ... общей площадью ... кв.м, расположенной по адресу: ..., на основании договора купли-продажи ... от ... и свидетельства о праве на наследство по закону от ..., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ... сделана запись регистрации ..., и ... сделана запись регистрации ....
Истица Петрова Т. И. является собственником ... общей площадью ... кв.м, расположенной по адресу: ..., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ... сделана запись регистрации ....
Многоквартирный жилой ... расположен на земельном участке площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, категория земель: земли населенных пунктов, зарегистрированный по ... доле за каждым из истцов: Петровой Т.И., Чариковой М.С., Семиковой Т.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ....
Заключением межведомственной комиссии от ... жилой дом, расположенный по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от ... ... утверждено заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ... ... по адресу: .... Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Установлены сроки переселения до ....
Согласно пункту 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном 32 Жилищного кодекса РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.06.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Истцы, обращаясь в суд с требованием о принятии решения об изъятии путем выкупа квартир, ссылались на то, что сведений о включении многоквартирного ..., признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не имеется.
Кроме того, из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.
По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение изымается у собственника путем его выкупа; решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
В соответствии с разъяснением, которое дано в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ применяются нормы части 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу .... Данное постановление было направлено собственникам многоквартирного дома администрацией. В отсутствие каких-либо действий со стороны администрации на обращения собственников помещений многоквартирного дома в течение длительного периода времени можно сделать вывод о том, что собственники желают по своей инициативе реализовать свои права, распорядиться правом собственности на недвижимое имущество - жилые помещения, в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ, то есть отказаться от права собственности на жилые помещения и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме по истечении срока, указанного в части 11 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, допускается для муниципальных нужд.
В данном случае срок для исполнения собственниками действий по сносу дома истек ....
Сроки для принятия решения о сносе аварийного дома законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.
Таким образом, истцами предоставлены достаточные и неопровержимые доказательства, подтверждающие факт чрезвычайной ситуации в многоквартирном ..., требующего незамедлительного принятия решений по физическому сносу дома, демонтажу строения. Вместе с тем, со стороны администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области прослеживается нарушение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственников, предусмотренной статьей 32 Жилищного кодекса РФ, тем самым, бездействие администрации муниципального образования в выкупе жилых помещений нарушает права и законные интересы истцов.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что к настоящему времени срок сноса аварийного многоквартирного дома, установленный собственникам помещений истек в 2020 году, решения об изъятии жилых помещений у собственников в указанном доме неприняты, процедура достижения соглашений с собственниками жилых помещений в данном доме о выкупе жилых помещений или предоставления других жилых помещений взамен изымаемых не инициирована, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области принять решение об изъятии путем выкупа квартир у истцов, расположенных по адресу: ....
В судебном заседании установлено, что истцы и ответчик администрация муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области соглашения о выкупной цене жилого помещения и доли земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не достигли. В связи с чем в качестве обоснования своих требований, истцы руководствовались постановлением Правительства Оренбургской области от 04.03.2022 года №159-пп «Об утверждении стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на сельских территориях Оренбургской области на 2022 год». Согласно указанному нормативному акту, стоимость 1 кв.м жилья на территории Оренбургской области на 2022 год составила 25000 руб.
Согласно части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Подпунктом «з» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что между истцами и ответчиком администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области не достигнуто соглашение о выкупной стоимости квартир, суд назначил оценочную экспертизу.
Согласно заключению эксперта ... от ..., проведенного экспертом ООО «Оренбургский Центр Независимой Оценки и Экспертизы» Ч.А.Н. рыночная стоимость жилых помещений, расположенных по адресу: ..., с учетом рыночной стоимости долей собственников данных жилых помещений в праве общей долевой собственности на общее имущество в указанном многоквартирном жилом доме, включая доли земельного участка с кадастровым номером ... составляет: жилое помещение, расположенное по адресу: ... – 1 052 000 руб.; жилое помещение, расположенное по адресу: ... – 759 500 руб., жилое помещение, расположенное по адресу: ... – 872500 руб.
Величина возможных убытков собственников жилых помещений, расположенных по адресу: ..., Семиковой Т. А., Чариковой М. С., ... – Рогаль М. А., ... – Петровой Т. И., в связи с изъятием данных жилых помещений, включая убытки, которые они несут в связи с изменением места проживания, временным пользованием иных жилых помещений, переездом, поиском других жилых помещений для приобретения права собственности на них, оформлением права собственности на другие жилые помещения составляет 35000 руб.
Данное заключение эксперта судом принимается в качестве относимого и допустимого доказательства, подтверждающего размер возмещения за принадлежащее истцам жилое помещение. Эксперт, проводивший экспертизу, имеет специальное образование, соответствующую квалификацию, был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, выводы эксперта мотивированы, их обоснованность сторонами не опровергнута. Не доверять выводам эксперта оснований не имеется.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что к настоящему времени истек срок сноса аварийного многоквартирного дома, установленный собственникам жилых помещений в ..., решение об изъятии жилых помещений у собственников в указанном доме в добровольном порядке администрацией не принято, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области выкупной цены жилых помещений истцов, расположенных в аварийном доме, подлежащим сносу, в размере: ... - 1087 000 руб., из которых в пользу Семиковой Т.А. и Чариковой М.А. по 543000 руб. в пользу каждой, ... – 794500 руб. в пользу Рогаль М.А., ... – 907500 руб. в пользу Петровой Т.И.
При этом суд не находит оснований для включения в выкупную цену компенсацию за не произведенный капитальный ремонт, исходя из следующего.
Как следует из ответа Управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области от ... исх.... многоквартирный ... в ... к муниципальному имуществу не относится, документы на основании которых указанный многоквартирный дом передан в собственность граждан и какой организацией в администрации не имеется.
Право собственности у истцов возникло не в порядке приватизации.
Вместе с тем статья 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» связывает обязанность проведения капитального ремонта бывшим наймодателем (органом государственной власти и органом местного самоуправления) с неисполнением данной обязанности на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения.
Таким образом, ответчик по отношению к истцам не является наймодателем и обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного ... в отношении них не имел, что исключает обязанность перед истцами по выплате компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Согласно подпункту «л» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставления другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Поскольку судом принято решение обязать администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области принять решение об изъятии путем выкупа у истцов квартир, то соответственно, право общей долевой собственности на ... – Чариковой М.А. и Семиковой Т.А. (по ... доле), право собственности на ... за Рогаль М.А., право собственности на ... за Петровой Т.И., которые расположены по адресу: ..., подлежит прекращению, а за администрацией МО Абдулинский городской округ Оренбургской области подлежит признание право собственности на указанные жилые помещения.
Согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителя.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно квитанции ... от ... Петрова Т.И. уплатила ИП Карагодиной Ю.Е. за представление ее интересов в сумме 5000 руб.
Согласно квитанции ... от ... Семикова Т.А. уплатила ИП Карагодиной Ю.Е. за представление ее интересов в сумме 5000 руб.
Согласно квитанции ... от ... Рогаль М.А. уплатила ИП Карагодиной Ю.Е. за представление ее интересов в сумме 5000 руб.
Суд, учитывая участие представителя Карагодиной Ю.Е. в одном судебном заседании (...), а также составление представителем искового заявления считает необходимым взыскать с ответчика администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области в пользу Петровой Т.И., Семиковой Т.А., Рогаль М.А. в пользу каждого расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 руб.
Руководствуясь статьями 94, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Семиковой Т. А., Чариковой М. С., Петровой Т. И., Рогаль М. А. к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области об обязании принять решение о выкупе квартир, о прекращении права собственности на квартиры, признании права собственности на квартиры за администрацией, взыскании выкупной цены за квартиры удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области принять решение об изъятии путем выкупа:
..., общей площадью ... кв.м, у Семиковой Т. А. и Чариковой М. С.;
..., общей площадью ... кв.м, у Рогаль М. А.;
..., общей площадью ... кв.м, у Петровой Т. И..
расположенных в доме по адресу: ....
Прекратить право собственности на ... общей площадью ... кв.м, принадлежащую на праве общей долевой собственности Семиковой Т. А. и Чариковой М. С.; на ..., общей площадью 34,2 кв.м, Рогаль М. А.; на ..., общей площадью ... кв.м, Петровой Т. И., расположенные по адресу: ..., в связи с изъятием путем выкупа.
Признать за муниципальным образованием Абдулинский городской округ Оренбургской области право собственности на ... общей площадью ... кв.м, на ..., общей площадью ... кв.м, на ..., общей площадью ... кв.м, расположенные по адресу: ..., в связи с изъятием путем выкупа.
Взыскать с администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области выкупную цену за ... общей площадью ... кв.м – 1087 000 рублей: из них в пользу Семиковой Т. А. – 543000 рублей, в пользу Чариковой М. С. – 543 000 рублей; ... общей площадью ... кв.м в пользу Рогаль М. А. - 794500 рублей; ... общей площадью ... кв.м в пользу Петровой Т. И. - 907 500 рублей, расположенные по адресу: ..., в связи с изъятием путем выкупа.
Взыскать с администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в пользу Петровой Т. И. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей.
Взыскать с администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в пользу Семиковой Т. А. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Ильина
Мотивированное решение суда изготовлено ....