Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2478/2024 ~ М-2465/2024 от 01.07.2024

Дело № 2а-2478/2024

УИД 73RS0004-01-2024-004582-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2024 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Савеловой А.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Саргиной А.П.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации города Ульяновска к Специализированному отделению судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированное) управления Федеральной службы судебных приставов, Главному межрегиональному (специализированное) управлению Федеральной службы судебных приставов, судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированное) управления Федеральной службы судебных приставов Ходак Инне Владиславовне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Ульяновска обратилась в суд с административным иском к Специализированному отделению судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированное) управления Федеральной службы судебных приставов, Главному межрегиональному (специализированное) управлению Федеральной службы судебных приставов, судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированное) управления Федеральной службы судебных приставов Ходак Инне Владиславовне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от исполнительского сбора.

В обоснование иска указала, что 20.02.2023 в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 14160/23/98073-ИП на основании исполнительного листа ФС № 035571963 от 11.01.2022, выданного на основании решения Заволжского районного суда города Ульяновска по делу № 2а-3112/2021, вступившего в законную силу 21.12.2021 (предмет исполнения: обязать администрацию города Ульяновска в срок до 30.12.2021 осуществить: установку светофора Т.7 над нерегулированным пешеходным переходом в районе МБОУ «Средняя школа № 5 имени С.И. Кирова» между домами №№ 11, 14 по улице Академика Сахарова, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019; установку светофора Т.7 над нерегулированным пешеходным переходом и ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на нерегулированном пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа № 73 имени П.С. Дейнекина» между домами №№ 10, 19 по бульвару Львовскому, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019).

14.03.2023 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Н.А. в рамках исполнительного производства № 14160/23/98073-ИП вынесено постановление о взыскании с должника, администрации города Ульяновска, исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей (в администрацию постановление о взыскании исполнительского сбора поступило по электронной почте 14.05.2024).

Считает, что постановление, устанавливая ответственность в виде взыскания исполнительского сбора, нарушает имущественные права администрации города Ульяновска.

Администрация города Ульяновска является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, денежные средства которого имеют целевой характер.

Администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённым местным бюджетом.

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска исполнено частично в рамках заключённого муниципального контракта от 01.04.2022 № 35 между Управлением и ООО «Кузоватовское ДРСУ» установлен светофор Т.7 над нерегулированным пешеходным переходом в районе МБОУ «Средняя школа № 5 имени С.И. Кирова» между домами №№ 11, 14 по улице Академика Сахарова, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019. Работы были приняты 30.08.2022 и подписан акт о приёмке выполненных работ (КС-2).

Выполнение оставшихся вышеуказанных работ требует выполнения большого комплекса работ, которые возможно выполнить только на основании заключенных государственных контрактов, в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Управлением был заключен муниципальный контракт от 23.04.2024 № 51 с ООО «Стандартэлектромонтаж» (далее - Контракт), по которому подрядчик обязуется выполнить работы по установке светофора Т.7 над нерегулированным пешеходным переходом, ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа на нерегулированном пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа № 73 имени П.С. Дейнекина» между домами №№ 10, 19 по бульвару, срок исполнения июль 2024 года.

Однако 20.05.2024 сотрудниками Управления было проведено обследование объектов и установлено, что ООО «Стандартэлектромонтаж» не работал на объектах и к работам не приступал, о чем был составлен акт и проведена фотофиксация.

Таким образом ООО «Стандартэлектромонтаж», не преступив к работам в срок, нарушил существенное условие Контракта, в связи с чем в его адрес 28.05.2024 было направлено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления ООО «Стандартэлектромонтаж» Управлением об одностороннем отказе от исполнения Контракта. В настоящее время Контракт расторгнут.

Также Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Управлению, к ООО «Стандартэлектромонтаж» о признании торгов в виде открытого аукциона №0168500000624001406, а также заключенного по его результатам муниципального контракта от 23.04.2024 №51 недействительными (дело № А72-6643/2024).

После того как будут соблюдены все вышеуказанные требования законодательства Управлением вновь будет проведена работа по заключению муниципального контракта в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на что потребуется время.?

Полагает, что в данном случае отсутствуют основания ответственности, за нарушение обязательства, предусмотренные ст.401 ГК РФ.

Просит освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №14160/23/98073-ИП.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФССП России по Ульяновской области, судебный пристав-исполнитель Специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированное) управления Федеральной службы судебных приставов Ходак И.В., в качестве заинтересованного лица – прокуратура Ульяновской области, МБОУ «Средняя школа № 73 им. П.С. Дейнекина, МБОУ «Средняя школа № 42», МБОУ «Средняя школа № 5 имени С.И. Кирова».

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 11 статьи 30 Закона №229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона №229-ФЗ).

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона №229-ФЗ).

В соответствии со статьей 112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (части 1 и 3).

Как разъяснено в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу части 1 статьи 112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Частью 6 статьи 112 Закона №229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Судом установлено, что решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 02.09.2021 (дело №2а-3112/2021) на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» возложена обязанность в срок до 30.12.2021 осуществить: установку светофора Т.7 над нерегулированным пешеходным переходом в районе МБОУ «Средняя школа № 5 имени С.И. Кирова» между домами №№ 11, 14 по улице Академика Сахарова, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019; установку светофора Т.7 над нерегулированным пешеходным переходом и ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на нерегулированном пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа № 73 имени П.С. Дейнекина» между домами №№ 10, 19 по бульвару Львовскому, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019).

Решение вступило в законную силу 21.12.2021.

По факту предъявления к принудительному исполнению исполнительного листа ФС № 035571963 от 02.09.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области (в настоящее время - СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России) 20.02.2023 возбуждено исполнительное производство №14160/23/98073-ИП.

Должнику предложено в 5-ти дневный срок добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.

14.03.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Статьей 5 Закона № 229-ФЗ определено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, которыми в силу п. 1 ст. 36 Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений п.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (не относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п.1 ст.81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.

Для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

    

В данном случае постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора было вынесено судебным приставом-исполнителем менее через 10 рабочих дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Суд полагает, что исполнить решение суда в части установки светофора Т.7 над нерегулированным пешеходным переходом в районе МБОУ «Средняя школа № 5 имени С.И. Кирова» между домами №№ 11, 14 по улице Академика Сахарова, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019; установки светофора Т.7 над нерегулированным пешеходным переходом и ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на нерегулированном пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа № 73 имени П.С. Дейнекина» между домами №№ 10, 19 по бульвару Львовскому, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019), в течение нескольких дней с даты возбуждения исполнительного производства не представлялось возможным в силу объективных причин. Для производства указанных работ требуется согласованная надлежащим образом проектно-сметная документация, значительные затраты.

Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск» и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области (ст. 36 Устава МО «город Ульяновск»). К субъектам предпринимательской деятельности не относится.

Администрация является бюджетным учреждением. Все денежные средства, находящиеся в ее распоряжении, носят целевой характер и используются в соответствии с Ведомственной структурой расходов бюджета МО «город Ульяновск» на очередной финансовый год, утвержденной решением Ульяновской Городской думы. Таким образом, для финансирования работ по исполнению решения суда следует внести изменения в бюджет МО «город Ульяновск».

Для исполнения решения суда должнику необходимо предварительно произвести расчет стоимости работ и заключить государственные контракты на паспортизацию, большой комплекс работ в целях исполнения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Проведение всех вышеперечисленных в судебном акте мероприятий, предполагающих сложный технологический процесс, требует значительных временных затрат.

В действиях должника отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа, являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Неисполнение судебного решения в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок вызвано объективными причинами в отсутствие вины должника, что является основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск администрации города Ульяновска к Специализированному отделению судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированное) управления Федеральной службы судебных приставов, Главному межрегиональному (специализированное) управлению Федеральной службы судебных приставов, судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированное) управления Федеральной службы судебных приставов Ходак Инне Владиславовне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. на основании постановления от 15 января 2024, по исполнительному производству № 14160/23/98073-ИП.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Л. Савелова

Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2024 года.

2а-2478/2024 ~ М-2465/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация города Ульяновска
Ответчики
ГМУ ФССП России
судебный приставв-исполнитель СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Ходак И.В.
СОСП по Ульянвоской области ГМУ ФССП России
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области
Другие
Прокуратура Ульяновской области
МБОУ «Средняя школа №42»
МБОУ «Средняя школа № 73 имени П.С. Дейнекина»
МБОУ «Средняя школа № 5 имени С.И. Кирова»
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Савелова А. Л.
Дело на странице суда
zavolgskiy--uln.sudrf.ru
01.07.2024Регистрация административного искового заявления
01.07.2024Передача материалов судье
04.07.2024Решение вопроса о принятии к производству
04.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2024Дело оформлено
02.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее