ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6021/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 сентября 2021 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу Кузнецовой Елены Алексеевны на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 9 февраля 2021 года №012/04/7.32.4-22/2021, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 апреля 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 17 мая 2021 года, вынесенные в отношении председателя конкурсной комиссии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Кузнецовой Елены Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 9 февраля 2021 года №012/04/7.32.4-22/2021, оставленным без изменения решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 апреля 2021 года и решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 17 мая 2021 года, Кузнецова Елена Алексеевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Кузнецова Е.А. выражает несогласие с постановлением должностного лица и судебными актами, считая их незаконными и просит прекратить производство по делу об административном правонарушении или ограничиться предупреждением.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 № 220-ФЗ) к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации; принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе; непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства; отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период; наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества); отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 2.4 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к указанной статье лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Приказом министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 13 августа 2020 года №159 создана комиссия по проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Марий Эл, в состав которой в качестве председателя включена Кузнецова Е.А.
Как следует из материалов дела, министерством транспортного и дорожного хозяйства Республики Марий Эл проведен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Марий Эл (извещение от 13 августа 2020 года, размещено на сайте: http://mari-el.gov.ru/minprom/pages/20200813-1642.aspx). ИП ФИО4 подана заявка по лотам №, 2, 12 открытого конкурса, ООО «РАТА-ЭКСПРЕСС» - заявка по лотам № 1, 2, 3, 4, 10, 11, 12 открытого конкурса. 30 сентября 2020 года данные заявки были отклонены в связи с наличием у участников открытого конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний запрошенный отчетный период, при этом на момент подачи заявок на участие в конкурсе такая задолженность у заявителей отсутствовала, чем должностное лицо Кузнецова Е.А. нарушила положения пункта 4 части 1 статьи 23 Федерального закона от 13 июля 2015 № 220-ФЗ.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 7.32.4 названного Кодекса.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии должностного лица Кузнецовой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Суждения в жалобе, сводящиеся к необоснованности привлечения Кузнецовой Е.А. к административной ответственности, несостоятельны, какими-либо объективными данными не подтверждены и опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
По смыслу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Кузнецова Е.А. не приняла все зависящие от нее меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Все доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Кузнецовой Е.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, законность позиции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл о наличии в действиях должностного лица Кузнецовой Е.А. указанных в постановлении нарушений федерального законодательства в отношении ИП ФИО5 и ООО «РАТА-ЭКСПРЕСС» также была подтверждена вступившим в законную силу решением арбитражного суда Республики Марий Эл от 19 января 2021 г. по делу № А38-7384/2020.
Несогласие должностного лица Кузнецовой Е.А. с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов и правовым основанием к их отмене не является.
Довод жалобы заявителя о малозначительности инкриминированного заявителю административного правонарушения, обоснованный тем, что ранее заявитель к административной ответственности не привлекалась, все действия (во исполнения предписания комиссии Марийского УФАС России от 21 октября 2020 года по делу №012/10-18.1-785/2020, принято решение об отмене протоколов №3,4 от 30 сентября 2020 года и №5 от 14 октября 2020 года, проведены новые процедуры рассмотрения и оценки заявок участников открытого конкурса) свидетельствуют о том, что были предприняты все необходимые меры по недопущению вреда общественным отношениям с целью недопущения наступления негативных последствий, не является основанием для отмены судебных решений и освобождения Кузнецовой Е.А. от административной ответственности.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу приведенных разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
При выборе меры ответственности должностное лицо в полной мере учло обстоятельства дела, характер административного правонарушения, совершение которого нарушает охраняемые общественные интересы, связанные с проведением обязательных торгов.
Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об освобождении от наказания в связи с малозначительностью правонарушения, по доводам жалобы не установлено.
Отсутствие последствий допущенных нарушений не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения. Такое обстоятельство в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывается при назначении административного наказания.
В данном случае административное наказание назначено Кузнецовой Е.А. согласно санкции части 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 9 февраля 2021 года №012/04/7.32.4-22/2021, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 апреля 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 17 мая 2021 года, вынесенные в отношении председателя конкурсной комиссии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Кузнецовой Елены Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Кузнецовой Елены Алексеевны - без удовлетворения.
Судья Э.Г.Штейн