УИД 18RS0001-01-2022-004147-55
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-4148/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 июля 2023 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Антоновой Елены Юрьевны на вступившие в законную силу постановление административной комиссии Ленинского района г. Ижевска от 20 сентября 2022 года №, решение судьи Ленинского районного суда г. Ижевска от 22 февраля 2023 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 апреля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7 Закона Удмуртской Республики от 13 октября 2011 года № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», в отношении Антоновой Елены Юрьевны,
установила:
постановлением административной комиссии Ленинского района г. Ижевска от 20 сентября 2022 года №, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Ижевска от 22 февраля 2023 года и решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 апреля 2023 года, Антонова Е.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7 Закона Удмуртской Республики от 13 октября 2011 года № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Антонова Е.Ю. просит отменить вышеуказанные акты, прекратить производство по делу.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 7 Закона Удмуртской Республики от 13 октября 2011 года № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» нарушение дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции, установленных органами государственной власти Удмуртской Республики в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики № 44-РЗ «Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики» на территории Удмуртской Республики устанавливается запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей с 22 часов 00 минут до 10 часов 00 минут следующего дня по местному времени.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что основанием для привлечения Антоновой Е.Ю. к административной ответственности по указанной выше норме послужили изложенные в постановлении должностного лица и судебных актах выводы о том, что Антонова Е.Ю. 14 сентября 2022 года <адрес>, совершила продажу алкогольной продукции - <данные изъяты>, что является нарушением статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 4 октября 2011 года № 44-РФ «Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики».
Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении дела административной комиссией, так и при рассмотрении жалоб судебными инстанциями не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
К полномочиям Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях пунктом 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями пункта 39 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя законы субъектов Российской Федерации в системе правовых регуляторов юрисдикционных отношений и в этой связи предоставляя субъекту Российской Федерации нормотворческие полномочия по установлению административной ответственности, поставил их в прямую зависимость не только от Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в целом от федерального отраслевого законодательства, которым установлены критерии, условия и пределы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений.
В соответствии со статьями 1.1, 1.3, 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности в систему законодательства об административных правонарушениях и в связи с этим допуская возможность установления административной ответственности законами субъектов Российской Федерации, одновременно определил объем и границы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в сфере законодательства об административных правонарушениях: субъект Российской Федерации вправе устанавливать своими законами административную ответственность лишь по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, а также положений статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов. Одним из таких ограничений является предусмотренный частью 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ (абзац 24) запрет на розничную продажу алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 этого закона, устанавливающей особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Согласно статье 3 Федерального закона № 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части 9 статьи 16 указанного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Кроме того, частью 3 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ прямо предусмотрено, что юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 сентября 2018 года, указано, что за невыполнение сформулированных в Законе № 171-ФЗ требований к осуществлению производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также к потреблению (распитию) алкогольной продукции статьями 14.16, 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.18, 14.19, частями 3 и 4 статьи 15.12, статьями 15.13, 20.20, 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прямо предусмотрена административная ответственность физических лиц, должностных и юридических лиц. Кроме того, в случае нарушения положений Закона № 171-ФЗ указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1, статьей 14.2, частями 1 и 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, в том числе бланкетно включающие в себя дополнительные ограничения, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, содержатся в названном Федеральном законе № 171-ФЗ (статья 16), который и возлагает обязанность по соблюдению особых требований и дополнительных ограничений к розничной продаже алкогольной продукции на субъектов, осуществляющих такую продажу, то и административная ответственность за нарушение указанных правил установлена федеральным законодательством, в частности:
- частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность для должностных лиц и для юридических лиц за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса;
- статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность в том числе и для граждан за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
При этом диспозиции части 3 статьи 14.16 и статьи 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат изъятий в отношении нарушений дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции, установленных законодательством субъекта Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 17 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 декабря 2017 года, нарушение установленных пунктом 9 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ запретов и ограничений следует квалифицировать именно по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.
Часть 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является специальной нормой по отношению к статье 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции независимо от того, на каком уровне правового регулирования установлены данные требования, предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц и для юридических лиц, а также общей статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в том числе и для граждан.
Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года, разграничение компетенции Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросах установления административной ответственности должно исключать возможность привлечения лица к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения по федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами Федерального закона № 171-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции.
Предметом правонарушения являются правила продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.
Объективная сторона вменяемого административным органом правонарушения выражается в продаже алкогольной продукции в нарушение требований абзаца 2 части 9 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ и статьи 1 Закона Удмуртской Республики № 44-РЗ «Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики», запрещающего розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, с 22 часов 00 минут до 10 часов 00 минут следующего дня по местному времени.
Следовательно, вмененное в протоколе об административном правонарушении деяние является нарушением положений Федерального закона № 171-ФЗ, а именно правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (с учетом положений абзаца 2 части 9 статьи 16 указанного закона), за что предусмотрена административная ответственность соответствующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и что исключает возможность привлечения лица к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения по федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, выводы должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях Антоновой Е.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7 Закона Удмуртской Республики от 13 октября 2011 года № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», нельзя признать обоснованными.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии Ленинского района г. Ижевска от 20 сентября 2022 года №, решение судьи Ленинского районного суда г. Ижевска от 22 февраля 2023 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 апреля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7 Закона Удмуртской Республики от 13 октября 2011 года № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», в отношении Антоновой Е.Ю. подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Антоновой Е.Ю. состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу Антоновой Елены Юрьевны удовлетворить.
Постановление административной комиссии Ленинского района г. Ижевска от 20 сентября 2022 года №, решение судьи Ленинского районного суда г. Ижевска от 22 февраля 2023 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 апреля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7 Закона Удмуртской Республики от 13 октября 2011 года № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», в отношении Антоновой Елены Юрьевны, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Н.В. Волынчук