Дело №12/1/-11/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г.Абдулино23марта 2022 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Выборнова Д.В., при секретаре Дунаевой А.А.,
с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - государственного инспектора Абдулинского межрайонного отдела Россельхознадзора по Оренбургской области Щеголева А.П.,
представителя административного органа – Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Докучаева В.В.,
представителя лица, привлеченного к административной ответственности ООО «Оренбург- Нефть», Кудряшова М.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «ННК-Оренбургнефтегаз» на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 01.02.2022 г. по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Оренбург-Нефть» по ч.1 ст.8.6,ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 01 февраля 2022 года Общество с ограниченной ответственностью «Оренбург-Нефть» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию, в соответствии с ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере80 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении представитель ООО «Оренбург-Нефть» обратилось в суд с жалобой, в которой ссылается на то, что обжалуемое постановление является незаконным и необоснованным,посколькув ходе административного расследования достоверно не установлено, что произошло перемещение и порча плодородного слоя почвы. Протоколом осмотра факт снятия или перемещения именно плодородного слоя почвы не подтвержден.
Имеющийся в материалах дела протокол отбора почвенных образцов (проб) № 56-05-01-067/2021 от 23.12.2021 содержит указание на то, что пробы получены в соответствии с ГОСТ-17.4.4.02-2017, «Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа», введенныйв действие Приказом Госстандарта от 17.04.2018 № 202-ст.
В соответствии с абзацем 4 п.4.1, абзацем 4 п.4.2 ГОСТ 17.4.4.02-2017 при возникновении аварийной ситуации отбор проводят в зоне распространения загрязнения и на карты или планы наносят расположение источника загрязнения, пробных площадок и мест отбора точечных проб.
В жалобе заявитель указывает, что как следует из содержания протокола отбора почвенных образцов в нем отсутствует лписание площадки отбора почв, в соответствии с приложением В. Обращено внимание на то, что отбор почвенных образцов произведен с нарушениями п.4.3,п.5.1, п.5.2, п.5.3 ГОСТ 17.4.4.02-2017, согласно которых необходимо отобрать не менее 5 точечных проб, из которых сформировать объединенную.
Из протоколов испытаний следует, что по факту отбирались только точечные пробы, объединенная проба не составлялась. Было отобрано 3 точечные пробыгрунта и они были исследованы - каждая отдельно.
Фоновая проба не отбиралась. ГОСТ 17.4.4.02-2017 не раскрывает понятия «фоновая проба», заявитель считает, что если исследуется участок для сравнения, то отбор и анализ производится по тем же правилам, что и исследования области загрязнения, т.е. закладывается пробная площадка, отбирается не менее 5 точечных проб, из них составляется объединенная.Не соблюдены требования п.5.4 ГОСТ 17.4.4.02-2017о том, что при отборе точечных проб и составления объединенной пробы должна быть исключена возможность их вторичного загрязнения. Также не соблюден п.5.8 ГОСТ 17.4.4.02-2017 о том, что все объединенные пробы должны быть зарегистрированы в журнале и пронумерованы. На каждую пробу должен быть заполнен сопроводительный талон в соответствии с приложением Г, рекомендуемым при осуществлении государственного экологического контроля.
Заявитель в жалобе указывает, что административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО«Оренбург-Нефть» не определено место, подвергшееся загрязнению, не обозначена пробоотборная площадка, не составлялись объединенные пробы.На каждую пробу не заполнен сопроводительный талон в соответствии с приложением «Г» ГОСТ 17.4.4.02-2017. Точечные пробы исследовались в лаборатории по отдельности.
В протоколах отбора почвенных образцов отсутствует информация об используемых средствах измерения используемых при отборе почвенных образцов при определении массы отобранных образцов и глубине отбора точечной пробы.
Согласно текста экспертного заключения №560504130122001 от 10.02.2022 года степень среднего содержания органических нефтепродуктов в почвах отобранных проб соответствует допустимому уровню. Заявитель полагает, что выводы эксперта являются недопустимыми, поскольку в основу выводов положены данные только от одной точечной пробы, хотя эксперт определял среднее содержание нефтепродуктов как среднеарифмитическое из трех объединенных проб.
Просит постановление от 01.02.2022 по делу №56-05-01-002/2022 об административном правонарушении по ч.1, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ в отношении ООО «Оренбург-Нефть», которым назначено административное наказание в виде штрафа в размере 80 000 рублей, признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Отменить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 01.02.2022по делу №56-05-01-002/2022.
В судебном заседание представитель лица, привлеченного к административной ответственности Кудряшов М.В., поддержал доводы жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, просил её удовлетворить по доводам в ней изложенным.Обратил внимание, что экспертное заключение ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» не может быть положено в основу вины ООО «Оренбург-Нефть» в совершении порчи или уничтожения плодородного слоя почвы, как недопустимое доказательство, поскольку полномочия учредителя ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и находится в ведении Россельхознадзора.
По мнению заявителя, указанные нарушения ставят под сомнение допустимость собранных по делу доказательств, однако, они оставлены должностным лицом без должного внимания.
Потерпевшие по делу СПК имени Чапаево в лице Антонова А.С.,администрация Благодаровского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебном заседании участие своих представителей не обеспечили.
Государственный инспектор Абдулинского межрайонного отдела Россельхознадзора по Оренбургской области - Щеголев А.П., а также представитель административного органа – Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Докучаев В.В. просили в удовлетворении жалобы отказать в полном объеме, поскольку факт совершенного правонарушения предусмотренного ч.1 ч.2 ст.8.6 КоАП РФ подтверждается материалами дела, отбор почвенных образцов произведен в соответствии с требованиями законодательства. Нарушений порядка привлечений ООО «Оренбург-Нефть» к административной ответственности не допущено.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При этом в силу названного закона под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу ч.1 ст.8.6 КоАП РФ самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст.8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет в отношении юридических лиц наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения является установленная законодательством охрана плодородного слоя почвы, охрана земли от ее порчи. Предметом правонарушения могут быть земли любого целевого назначения независимо от формы и вида собственности на земельный участок. Объективная сторона правонарушения выражается в самовольном снятии и (или) перемещении плодородного слоя почвы, то есть любые самовольные действия лица, в результате которых возникли неблагоприятные последствия для окружающей среды, выразившиеся в снятии и перемещении плодородного слоя почвы.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило обращение председателя СПК имени Чапаева А.С. Антонова о том, что на земельных участках 56:07:0414001:24 категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, произошел порыв нефтепродуктов. Производили работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы с минеральным грунтом организацией ООО «Оренбург-Нефть».
Земельный участок с кадастровым номером 56:07:0414001:24 принадлежит администрации Благодаровского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области и на основании договора аренды земельного участка №19/0416 от 25.04.2016 года используется СПК им.Чапаева, председатель СПК - Антонов А.С.
23.12.2021 года Управлением Россельхознадзора по Оренбургской области возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, начата процедура административного расследования в отношении ООО «Оренбург-Нефть».
При осмотре земельного участкас кадастровым номером 56:07:0414001:24 на месте порыва трубопровода ВНД УПСВ - КНС З - СтепановскаяКарповского месторождения на земельном участке визуально просматриваются повреждения плодородного слоя почвы, снятие верхнего плодородного слоя почвы, ООО «Оренбург-Нефть» были произведены земляные работы по устранению утечки нефтепровода в результате которого перемещение плодородного слоя почвы с минеральным грунтом (глиной) с использованием специальной техники. Использование техники ООО «Оренбург-Нефть» подтверждается материалами дела. Общая площадь нарушенного земельного участка составляет 118кв.м., измерения производились с помощью технических средств.
В ходе административного расследования на земельном участке с кадастровым номером 56:07:0414001:24 в соответствии с требованием ГОСТ 17.4.4.02-2017отобраны образцы почвы, которые направлены на исследования в ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора».
Согласно экспертному заключению от 13.01.2022 года №560504130122001 на земельном участке с кадастровым номером 56:07:0414001:24,сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах Благодаровского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, в результате аварийного отказа трубопровода нефтепровода ВНД УПСВ – КНС З-СтепановскаяКарповскогоместорождения принадлежащегоООО «Оренбург-Нефть» произошла порча плодородного слоя почвы нефтепродуктами, так как в пробе №145 – содержание нефтепродуктов составило 1281,0 мг/кг, а это слабый уровень загрязнения на земельном участке сельскохозяйственного назначения.
По результатам проведенного административного расследования, Управлением Россельхознадзора по Оренбургской области было выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером 56:07:0414001:24, сельскохозяйственного назначения, в результате аварийного отказа трубопровода, произошлапорча плодородного слоя почвы.
По фактам выявленных нарушений были составлены протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ (№56-05-01-002/2021 от 18.01.2022 года) и ч.2 ст.8.6 КоАП РФ (№56-05-01-001/2022 от 18.01.2022 года).
Определением от 01.02.2022 года материалы дел об административных правонарушениях №56-05-01-002/2022 и №56-05-01-001/2022 по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ в отношении ООО «Оренбург-Нефть» объединены в одно производство по тем основаниям, что правонарушение по снятию и перемещению плодородного слоя почвы (ч.1 ст.8.6 КоАП РФ), а также правонарушение, связанное с порчей земель (ч.2 ст.8.6 КоАП РФ), совершено в одно время и на одном земельном участке сельскохозяйственного назначения.
01.02.2022года по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо ООО «Оренбург-Нефть» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ с назначением, в соответствии с ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, административного штрафа в размере 80 000 рублей и вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Суд соглашается с выводами административного органа о наличии в действиях ООО «Оренбург-Нефть» составов административных правонарушений предусмотренных ч.1 ст.8.6 КоАП РФ и ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, поскольку материалы дела содержат доказательства виновности ООО «Оренбург –Нефть» в совершении указанных правонарушений.
Фактические обстоятельства совершения обществом административных правонарушений подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколами об административных правонарушениях №56-05-01-002/2022 и №56-05-01-001/2022, протоколом осмотра земельного участка, приложенными к нему фототаблицей и схематическим чертежом осматриваемого земельного участка, протоколом отбора почвенных образцов (проб) и иными материалами дела, получившими оценку при вынесении постановления по делу по правилам установленным ст.26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, заключением экспертного заключения.
В судебном заседании установлено, что в настоящее наименование ООО «Оренбург-Нефть» изменено на ООО «ННК-Оренбургнефтегаз», что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы представителя ООО «Оренбург-Нефть» о нарушении процедуры отбора почвенных образцов суд признает несостоятельными, поскольку отбор проб осуществлялся инспектором управления Россельхознадзора, обладающим соответствующими знаниями и опытом, образованием позволяющими правильно применить требования ГОСТ-17.4.4.02-2017. Должностным лицом не было допущено нарушений методики отбора пробпочвы для последующего лабораторного испытания. Также суд учитывает, что отбор проб почвы оформлен соответствующим протоколом.
Отобранныегосударственным инспекторомАбдулинского межрайонного отдела Россельхознадзора по Оренбургской области Щеголевым А.П. почвенные образцы на месте аварии были переданы на экспертизу в ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора», то есть в специализированное государственное Учреждение, предназначенное для проведения государственных экспертиз. Оснований невозможности использования как доказательства по делу протоколов испытаний, имеющихся в материалах дела, судом не установлено. У суда не имеется оснований сомневаться в объективности представленного по делу экспертного заключения, так как оно содержит описание исследования, примененные методики, мотивированные выводы.
Из объяснений эксперта Пластуна Ю.И., данных при рассмотрении жалобы в суде апелляционной инстанции посредством ВКС, следует, что представленных ему для исследования данных было достаточно для установления вывода о загрязнении земельного участка, что им и отражено в экспертном заключении.
Суд не находит оснований для признания экспертного заключения недопустимого доказательством, поскольку существенных нарушений, которые могли бы отразиться на результатах экспертного заключения, при отборе почвенных образцов на месте аварии, не выявлено.
Действиям ООО «Оренбург-Нефть» дана правильная юридическая оценка, обжалуемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах его компетенции.
Порядок привлечения ООО «Оренбург-Нефть» к административной ответственности соблюден.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при пересмотре дела об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ относит к числу обстоятельств, отягчающих административную ответственность, повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Таким образом, с учетом того, что ООО «Оренбург – Нефть» повторно совершило однородное правонарушение, то административным органом обоснованно учтено данное обстоятельство в качестве отягчающего наказания и на основании ч.2 ст.4.4 КоАП РФ назначено наказание в размере 80 000 рублей.
Существенных нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену вынесенного по делу постановления не имеется.
Поскольку суд отказывает в удовлетворении жалобы ООО «Оренбург-Нефть» на постановление по делу об административном правонарушении и его отмене, то не подлежат удовлетворению требования ООО «Оренбург-Нефть» об отмене представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения от 08.10.2021 года, так как исходя из смысла статьи 29.13 КоАП РФ представление следует судьбе постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области вынесенное 01февраля 2022 года по делу № 56-05-01-002/2022в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Оренбург-Нефть» по ч.1 ст.8.6, ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 01февраля 2022 года по делу №56-05-01-002/2022, оставить без изменения, жалобу ООО «ННК- Оренбургнефтегаз» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд в течение десяти дней со дня вручения и получения копии решения.
Судья: Д.В.Выборнов