Дело № 12-137/2023
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
09 марта 2023 года г.Смоленска
Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Куделина Ирина Анатольевна
(214001, г.Смоленск, пр-т Гагарина, д.46)
рассмотрев жалобу Сидоренковой И.В. на постановление должностного лица Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами по делу об административном правонарушении от 25.11.2022 № №,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от 25.11.2022 № Сидоренкова И.В. как должностное лицо – директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» г.Сафоново смоленской области (далее – МБОУ «СОШ №») подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.7.32 КоАП РФ.
В жалобе Сидоренкова И.В. просит указанное постановление отменить, указав, что от лица МБОУ «СОШ №» г.Сафоново был заключен договор на оказание услуг по осуществлению строительного контроля № от 13.04.2022, по условиям которого обязанность проверить объем и качество выполненных работ на объекте возложена на ОГБУ «Управление капитального строительства Смоленской области». Также указала, что совершенное правонарушение не привело к финансовым потерям из бюджетов всех уровней, не нарушило права и интересы застрахованных лиц, не повлекло тяжелых последствий для здоровья, жизни застрахованных лиц, в связи с чем полагает возможным освободить ее от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Сидоренкова И.В., извещенная о месте и времени рассмотрения дела по месту жительства, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без своего участия.
Сафоновский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, представил возражения на жалобу, в которых указал на отсутствие оснований для отмены постановления должностного лица Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Часть 10 ст.7.32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
По правилам ст.2.4 КоАП РФ и примечанию к ней административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с ч.1, ч.4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и пр.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон) исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: 1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта; 2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно ч.2 ст.94 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Как установлено ч.7 ст.94 Закона, приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В ходе судебного заседания установлено и подтверждено письменными материалами дела, что 01.04.2022 между МБОУ «СОШ №» и ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт № (в редакции дополнительных соглашений от 26.04.2022 №№ и от 31.08.2022 №№).
В соответствии с условиями муниципального контракта (п.п. 2.1 – 2.3) заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту здания МБОУ «СОШ №» по адресу: <адрес>. Выполнение работ должно осуществляться в строгом соответствии с проектной документацией.
Объем работ, выполняемых в соответствии с указанным Контрактом, определен проектной документацией по данному объекту, цена выполняемых работ определена сметой Контракта.
В соответствии с п. 5.1, 5.2 указанного муниципального контракта приемку выполненных работ осуществляет заказчик.
Приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных на основании сметы Контракта, графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ (при наличии), в соответствии с условиями Контракта и ГК РФ.
При приемке выполненных работ для подтверждения объемов и качества фактически выполненных подрядных работ по конструктивным решениям (элементам) и (или) комплексам (видам) работ, включаемым в смету Контракта подрядчик предоставляет комплект первичных учетных документов, который определяется Контрактом, а также исполнительную документацию.
Первичным учетным документом, являющимся основанием для оплаты работ, выполненных в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ и (или) графиком оплаты выполненных работ, по завершении выполнения соответствующих конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе работ, выполняемых поэтапно, является акт о приемке выполненных работ, оформленный и подписанный в установленном Контрактом порядке.
Согласно п.6.1,6.2 муниципального контракта заказчик осуществляет оплату выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены Контракта в соответствии с графиком выполнения работ и графиком оплаты выполненных работ. Объем выполненных по Контракту работ определяется с учетом ст.743 ГК РФ. При этом оплата выполненных по Контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по Контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Оплата выполненных подрядчиком работ по заключенному контракту осуществляется безналичным расчетом, путем перечисления Заказчиком денежных средств в течение 15 рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком, предусмотренного ч.7 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения МБОУ «СОШ №» требований бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с привлечением специалиста департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами.
В ходе выборочного контрольного обмера объемов выполненных работ по муниципальному контракту № установлен факт приемки заказчиком фактически не выполненных работ на сумму 26383 руб. 20 коп., а именно: - не выполнена подшивка потолков досками обшивки на площади 6,6 м2 (п.19-21 акта формы КС -2 от 17.02.2022 г. №21); - не выполнено устройство желобов настенных 2 м.п. (п.25 акта формы КС -2 от 17.02.2022 г. №21).
Акт о приемке выполненных работ от 17.08.2022 № подписан директором МБОУ «СОШ №» Сидоренковой И.В., оплата выполненных работ произведена в полном объеме, т.е. ООО «Далепс» необоснованно оплачены фактически невыполненные работы на общую сумму 26383 руб.20 коп.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.9, 2.12, 3.1, 4.5, 4.6. 4.10 должностной инструкции директора муниципального образовательного учреждения, утвержденного приказом Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, директор МБОУ «СОШ №» представляет интересы муниципального образовательного учреждения, действует от его имени без доверенности, представляет учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах; учреждение в пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования; решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом школы; директор вправе решать все вопросы п управлению педагогической, хозяйственной, финансовой деятельностью учреждения в соответствии с действующим законодательством; директор несет ответственность за финансово-хозяйственную деятельность учреждения, расходование средств в соответствии со сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности), правильное ведение денежной, материальной отчетности; за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций.
С учетом изложенного, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Сидоренкова И.В., как должностное лицо, ответственное за ведение финансово-хозяйственной деятельности МБОУ «СОШ №», осуществила приемку фактически не выполненных работ при несоответствии результатов выполненных работ условиям контракта. При этом выявленное несоответствие не устранено подрядчиком и привело к уменьшению объема выполняемых работ для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что действия Сидоренковой И.В. образуют собой состав административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32 КоАП РФ, - приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия лица правильно квалифицированы в соответствии с нормами КоАП РФ.
Наказание назначено Сидоренковой И.В. в пределах санкции ч.10 ст.7.32 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что от лица МБОУ «СОШ №» г. Сафоново был заключен договор на оказание услуг по осуществлению строительного контроля № от 13.04.2022 г., по условиям которого обязанность проверить объем и качество выполненных работ на объекте возложена на ОГБУ «Управление капитального строительства Смоленской области», несостоятелен.
Так, в силу п.п.10.1.7 муниципального контракта заказчик обязан проводить проверку предоставленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных Контрактом, в части соответствия условиям Контракта. Заказчик проводит экспертизу результатов работ, предусмотренных Контрактом самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании Контрактов, заключённых в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.
При этом приемка заказчиком выполненных работ не ставится в зависимость от осуществляемого заказчиком строительного контроля за ходом выполненных работ.
Кроме того, заключение договора на оказание услуг по осуществлению строительного контроля не освобождает должностное лицо от обязанности принять именно те работы, которые были выполнены в рамках контракта и не может служить основанием для освобождения его от ответственности.
Оснований для признания совершенного Сидоренковой И.В. деяния малозначительным и освобождения её от административной ответственности не имеется.
Статья 2.9 КоАП РФ не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за малозначительные правонарушения, а предоставляет только право суду принять такое решение.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. В соответствии с разъяснением, содержащимся в п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу приведенных разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
При выборе меры ответственности должностное лицо в полной мере учло обстоятельства дела и характер административного правонарушения, свидетельствующий о существенном нарушении охраняемых правоотношений, в связи с чем данное правонарушение имеет повышенную степень общественной опасности и не может быть признано малозначительным.
Постановление о привлечении Сидоренковой И.В. к административной ответственности за совершение упомянутого административного правонарушения вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 25.11.2022 № № ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░1
«░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░________________ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░, ░░░░░░░░) «_09___»___03 ____2023 ░. |
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░
░░░ №
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ № 12-137/2023