ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1093-2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 марта 2022 года г. Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу Терентьева Алексея Владимировича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Барышского судебного района Ульяновской области от 10 сентября 2021 года, решение судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 11 ноября 2021 года, вынесенные в отношении главы администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области Терентьева Алексея Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Барышского судебного района Ульяновской области от 10 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 11 ноября 2021 года, глава администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области Терентьев Алексей Владимирович (далее – Терентьев А.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Терентьев А.В. просит принятые по делу судебные акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Терентьева А.В.) невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, инспектором отделения надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области на основании распоряжения начальника данного отделения от 25 мая 2021 года № 23 проведена плановая проверка по соблюдению администрацией МО «Барышский район» обязательных требований в области гражданской обороны, по результатам которой выявлены нарушения, отраженные в акте от 28 июня 2021 года № 23 (л.д. 5-11).
Выявленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Терентьева А.В. протокола об административном правонарушении 21 июля 2021 года (л.д. 2-3), согласно которому глава администрации МО «Барышский район» Терентьев А.В допустил нарушение требований Федерального закона от 12 февраля 1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804, Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687, Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2020 года № 578, состоящие в том, что в муниципальном образовании «Барышский район», за исключением Барышского, Жадовского, Измайловского, Ленинского, Старотимошкинского городских поселений и Поливановского сельского поселения, не обеспечено своевременное оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, так как не создана муниципальная автоматизированная система центрального оповещения населения (МАСЦО), соответствующая установленным требованиям, в том числе, приказом МЧС РФ от 31 июля 2020 года № 578 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения». Согласно паспорту МАСЦО МО «Барышский район» от 01 марта 2021 года в зоне действия системы оповещения находятся лишь 58,1% проживающего в Барышском районе населения. Установлено также, что не накоплены заблаговременно в мирное время запасы в целях гражданской обороны, предусмотренные номенклатурой и объемом запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утверждённых постановлением администрации МО «Барышский район» от 02 августа 2018 года № 407-А и номенклатурой и объемом средств индивидуальной защиты.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Барышского судебного района Ульяновской области от 10 сентября 2021 года Терентьева А.В. к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства вменяемого учреждению административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, распоряжением о проведении плановой выездной проверки (л.д.5-7); актом проверки от 28 июня 2021 года (л.д.8-11); паспортом муниципальной системы оповещения населения МО «Барышский район» от 01 марта 2021 года, из которого следует, что в Барышском районе проживает население в количестве 37,7 тыс. чел., из них в зоне действия муниципальной системы оповещения находится 21,8 тыс. чел., что составляет 58,1% от общего количества населения (л.д.16-21); протоколом об административном правонарушении от 21 июля 2021 года (л.д.2-3) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного, частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее мероприятия по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, глава администрации Терентьева А.В. обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление мирового судьи рассмотрена судьей второй инстанции в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель, в обоснование незаконности судебных актов ссылается на нарушение требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку полагает, что положение о системах оповещения населения допускается наличие территорий, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, при этом постановлением администрации МО «Барышский район» от 3 августа 2018 года № 416-А «О порядке оповещения и информирования населения муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» установлено, что на территории муниципальных образований городских и сельских поселений Барышского района Ульяновской области основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям и каналам связи с использованием: интернет ресурсов; стационарных телефонов; колоколов церквей; мечетей; громкоговорящей связи; подручных средств (рельс и т.д.); администрация осуществляет заблаговременное накопление запасов, что по мнению заявителя подтверждается соглашениями о намерениях к предстоящим действиям.
Данные доводы жалобы были предметом оценки предыдущих судебных инстанций и отклонены по основаниям, подробно изложенным в судебных постановлениях, не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не установлено.
Из постановления администрации МО «Барышский район» от 3 августа 2018 года № 416-А «О порядке оповещения и информирования населения муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», на которое ссылается заявитель, усматривается, что для своевременного и достоверного доведения до населения сигналов и информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или возникновения ЧС на территории муниципального образования создана автоматизированная система централизованного оповещения.
Следовательно, такая автоматизированная система централизованного оповещения должна соответствовать требованиям Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2020 года № 578.
Между тем установлено, что созданная автоматизированная система централизованного оповещения не является достаточной, исчерпывающей и эффективной в той мере, в которой предусмотрено действующим законодательством.
Вопреки доводу жалобы то обстоятельство, что распоряжение о проведении плановой выездной проверки направлено в адрес администрации 2 июня 2021 года по электронной почте, в то время как распоряжение о проведении такой проверки содержит указание о периоде проведении проверки с 31 мая 2021 года по 28 июня 2021 года, не может свидетельствовать о нарушении административным органом сроков уведомления о проведении проверки, установленных статьей 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ибо по настоящему делу установлено, что к осуществлению проверочных мероприятий должностное лицо приступило по истечению трех дней после получения администрацией копии распоряжения от 25 мая 2021 года. Указание в распоряжении периода проведения контрольных мероприятий означает, что приступить к проведению проверочных мероприятий должностные лица административного органа вправе не ранее даты указанной в пункте 8 распоряжении и окончить проверку не позднее установленной даты. Установление периода проверки не препятствует началу проверки в любой день из указанного периода.
Доводы поданной в кассационный суд жалобы не свидетельствуют об отсутствии состава вмененного правонарушения в деянии Терентьева А.В., направлены на переоценку обстоятельств дела, оснований для которой не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено Терентьеву А.В. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, решения не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░