Дело № 2-2930/2022
№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2022 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Неробовой Н.А.,
при секретаре Хоружиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Крейда ФИО7, Сёмочкину ФИО8 о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с названным иском к ответчикам, указав в обоснование своих требований, что на основании обращения о возможных фактах нарушения жилищного законодательства, поступившего в адрес Министерства 14 февраля 2022 года, истец в рамках своей компетенции 25 февраля 2022 года направил информационное письмо № ЖК-1508 в адрес собственников жилого помещения по адресу: <адрес>, ФИО1, Сеёмочкина С.И., о необходимости предоставить 18 марта 2022 года в 16:30 часов доступ в данное жилое помещение. Указанное письмо было направлено ответчикам почтой заказным письмами с уведомлением по адресу регистрации. Должностное лицо Департамента жилищного контроля и надзора Министерства прибыло в указанный день к жилому дому, однако доступ в жилое помещение предоставлен не был, в связи с чем провести осмотр жилого помещения для проверки доводов обращения по вопросу проверки порядка проведения переустройства и перепланировки не представилось возможным, о чем был составлен соответствующий акт. Ссылаясь на положения ст.ст. 17, 20, 25, 26, 29, 30 ЖК РФ и указывая, что самовольно произведенное переустройство может повлечь за собой нарушения прав и законных интересов либо создать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в МКД, препятствуя доступу в квартиру сотрудникам Министерства, ответчики злоупотребляют своими правами, нарушая, тем самым, права истца, как контролирующего органа, истец просил суд обязать ответчиков предоставить доступ в жилое помещение по адресу: <адрес>, должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области.
Определением суда от 21 сентября 2022 года производство по делу в части требований к ответчику Сёмочкину С.И. прекращено, в связи с его смертью.
В судебное заседание представитель истца не прибыл, извещен надлежаще, при подаче искового заявления просил рассматривать дело в его отсутствие.
Ответчик Крейда С.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась судом надлежаще по известному адресу регистрации и месту нахождения принадлежащего ей спорного жилого помещения.
Согласно ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
В силу ч.1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, а также то обстоятельство, что ответчик извещалась о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, при этом каких-либо доказательств в подтверждение уважительности причин неявки, письменных объяснений по делу суду не представила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося ответчика в порядке заочного производства в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 20 ЖК предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 20 ЖК РФ).
В силу ч.8 ст. 20 ЖК РФ при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (п.4 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ).
В соответствии с п. 20 Положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 19 октября 2016 года №484, Министерство обладает следующими полномочиями органа исполнительной власти Калининградской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного жилищного надзора, в том числе: осуществление деятельности направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии со ст.ст. 25, 26 ЖК РФ переустройство или перепланировка жилого помещения представляют собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического или другого оборудования, изменение его конфигурации, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, которые проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ч. 1 ст.29 ЖК РФ переустройство или перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного статьей 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства или перепланировки, являются самовольными (незаконными).
В соответствии с п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Приказом Минстроя России от 14 мая 2021 года № 292/пр, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, не допускать бесхозяйственное обращение с жилым помещением, соблюдать права и законные интересы соседей.
Аналогичные положения содержались и в п.19 Правил пользования жилым помещением, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 25 от 21 января 2006 года (действовавших до 01 марта 2022 года).
Как установлено судом, <адрес> в <адрес> на праве общей долевой собственности принадлежит ответчику Крейда С.В. (1/3 и ? доли в праве), что подтверждается выписками из ЕГРН по состоянию на 18 февраля 2022 года, 18 мая 2022 года.
В адрес Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области 14 февраля 2022 года поступило обращение гражданина ФИО11 на предмет проверки законности действий собственников жилого помещения – <адрес> многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, выполняющих работы по перепланировке.
25 февраля 2022 года в связи с указанным истцом в рамках своей компетенции в адрес Крейда С.В., Сёмочкина С.И. было направлено уведомление о предоставлении доступа в указанное жилое помещение, а также технической документации на жилое помещение, документов на право собственности, документов о согласовании перепланировки и (или) переустройства (при наличии) 18 марта 2022 года в 16:30 часов, с целью проверки обоснованности доводов обращения.
Информация с указанием даты и времени проведения проверки на 18 марта 2022 года в 16:30 часов была направлена почтой заказным письмами с уведомлением по адресу: <адрес>. Указанное письмо было возвращено отправителю по истечении срока хранения 15 марта 2022 года, будучи невостребованным получателями.
18 марта 2022 года в 16:30 часов должностному лицу Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области ФИО10 доступ в квартиру предоставлен не был, в связи с чем провести осмотр квартиры на предмет проведения переустройства и перепланировки жилого помещения не представилось возможным, о чем был составлен акт от 18 марта 2022 №758-о.
Установив указанные обстоятельства, и принимая во внимание приведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что истец был вправе требовать доступ в заранее согласованное с собственником Крейда С.В. время в спорное жилое помещение для проведения обследования для выявления нарушений требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переустройства жилого помещения, ввиду чего приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области удовлетворить.
Обязать Крейда ФИО9 предоставить должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области доступ в жилое помещение: квартиру №9 дома № 35 по ул. Сергеева в г. Калининграде.
Ответчик вправе подать в Ленинградский районный суд г. Калининграда заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано также в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2022 года.
Судья Неробова Н.А.