Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-3758/2023 от 22.02.2023

Судья: Маркова Н.В. Апел. гр. дело № 33-3758/2023

УИД: 63RS0031-01-2022-008415-56

(н.гр.д.суда первой инстанции №2-739/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 апреля 2023 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Осьмининой Ю.С.

судей: Бредихина А.В., Катасонова А.В.,

при секретаре Туроншоевой М.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти от 16 января 2023 г., которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию г.о. Тольятти (ИНН ) предоставить Соловьевой О.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС ), жилое помещение по договору социального найма вне очереди, на состав семьи один человек на территории г.о. Тольятти, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом права на дополнительную площадь».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Осьмининой Ю.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Соловьева О.Е. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является инвалидом <данные изъяты> группы по заболеванию, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ , а также входящим в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма, с составом семьи 3 человека (истец, её дочь ФИО1 и внук ФИО2), на основании п. 2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.

Ссылаясь на указанные обстоятельства просила обязать администрацию г.о. Тольятти предоставить Соловьевой О.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи один человек, вне очереди жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы жилой площади, действующей на момент предоставления жилья, с учетом права Соловьевой О.Е. на дополнительную жилую площадь.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация городского округа Тольятти просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, и финансовые ресурсы на сегодняшний день администрации городского округа Тольятти не переданы.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причине неявки судебной коллегии не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Информация о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Самарского областного суда в сети Интернет (http://oblsud.sam.sudrf.ru).

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материала дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.

Положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Положениями ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В силу ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия их на учёт.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Соловьева О.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совместно с дочерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внуком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают и зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>.

Вышеуказанная квартира имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., в которой ФИО1 (дочь) собственник <данные изъяты> доли в общей долевой собственности, <данные изъяты> доля - в собственности ФИО2 (внук). Также <данные изъяты> доля указанной квартиры находится в собственности ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Кроме истца и трех сособственников, в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрирована ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, всего в квартире зарегистрировано <данные изъяты> человек.

Согласно выписке Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Соловьевой О.Е. на объекты недвижимости.

В ДД.ММ.ГГГГ Соловьева О.Е. совершила сделку по отчуждению жилого помещения – квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности), расположенной по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ совершила сделку по отчуждению жилого помещения – квартиры общей площадью <данные изъяты>.м. <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности), расположенной по адресу: <адрес> по настоящее время жилых помещений в собственности или в бессрочном пользовании не имеет.

С ДД.ММ.ГГГГ истец с составом семьи 3 человека состоит на учете по улучшению жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, что подтверждается выпиской из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ .

Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса Перечне.

Такой перечень утвержден приказом Минздрава России н от ДД.ММ.ГГГГ, действующим на момент постановки на учет.

Таким образом, положения названной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для включения в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для включения в список и предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.

Разрешая спор, суд первой инстанции оценив собранные по делу доказательства, учитывая, что Соловьева О.Е. является инвалидом <данные изъяты> и страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России н от ДД.ММ.ГГГГ и в Перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ , что подтверждается справкой ВК ГБУЗ СО «Тольяттинский психоневрологический диспансер» г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, справкой от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России бюро медико-социальной экспертизы «Специализированный профиль» пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил довод представителя ответчика о том, что администрация г.о. Тольятти как орган местного самоуправления не имеет полномочий по обеспечению жилым помещением той категории граждан, к которой относится Соловьева О.Е., поскольку она относится к категории граждан, указанных в п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ , обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления: субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, перечисленных в пунктах 2 и 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее – органы местного самоуправления) наделяются настоящим законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органами государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2-4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2-4 части 2 статьи 2 Закона самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из системного толкования положений ст. ст. 1, 2, 4 Закона Самарской области от 24.10.2006 следует, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан Законом возложена на органы местного самоуправления, которые обязаны самостоятельно организовывать деятельность по осуществлению переданных им полномочий. Администрация г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области для получения из областного бюджета соответствующих субвенций.

Таким образом, администрация г.о. Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные денежные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.

Кроме того, в соответствии с решением Думы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «О положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г.о. Тольятти» управление жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляет мэрия.

Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что обязанность по обеспечению жильем должна быть возложена на администрацию городского округа Тольятти.

Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, соответствующими нормам материального права.

Действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

По вышеизложенным мотивам доводы апелляционной жалобы адрес не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, и повлечь отмену решения суда.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом не допущено.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Тольятти от 16 января 2023 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации городского округа Тольятти - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи:

33-3758/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Соловьева О.Е.
Ответчики
Администрация г.о. Тольятти
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
21.02.2023[Гр.] Передача дела судье
06.04.2023[Гр.] Судебное заседание
27.04.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее