№ П16-1426/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 25 марта 2024 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Полякова Е.А., рассмотрев жалобу защитника Бондаренко Е.М., действующей в интересах Местной религиозной организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в г. Новочеркасске, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Новочеркасского судебного района Ростовской области от 10 апреля 2023 года, решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Местной религиозной организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в г. Новочеркасске,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Новочеркасского судебного района Ростовской области от 10 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30 июня 2023 года, Местная религиозная организация Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в г. Новочеркасске признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Защитник Бондаренко Е.М. в жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, просит судебные акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения религиозной организации к административной ответственности) установлена ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2019 г. № 1165 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций» (далее - Требования) установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций.
Обязанность по выполнению мероприятий, предусмотренных настоящими требованиями, возлагается на руководителя религиозной организации (лица, имеющего право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании (статья 4 Требований).
Согласно постановлению исполняющего обязанности прокурора г. Новочеркасска о возбуждении дела об административном правонарушении от 3 марта 2023 года, Местной религиозной организацией Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в г. Новочеркасске в нарушение требований действующего законодательства на объекте религиозной организации по адресу: <адрес>, не проведено категорирование, не разработан и не согласован в установленном порядке паспорт безопасности.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения мировым судьей постановления о привлечении Местной религиозной организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в г. Новочеркасске к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, судья городского суда с выводами мирового судьи согласился, оставив вынесенный им судебный акт без изменения.
Между тем, судьей городского суда не учтено следующее.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Оспаривая законность постановления по делу об административном правонарушении, защитник Местной религиозной организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в г. Новочеркасске ссылался на отсутствие в материалах дела доказательств виновности юридического лица в совершении вмененного правонарушения, в частности, указывал на не направление уполномоченным органом уведомления о необходимости проведения обследования, категорирования объектов (территорий) и составления на них паспортов безопасности.
Пунктом 7 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 № 1165, предусмотрено, что уполномоченный орган на основании сведений о зарегистрированных религиозных организациях, размещенных на информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций в разделе «Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях», уведомляет религиозные организации о необходимости проведения обследования, категорирования объектов (территорий) и составления на них паспортов безопасности.
Отклоняя доводы защитника, судья городского суда указал на то, что всем собранным по делу доказательствам мировым судьей дана надлежащая оценка.
Между тем, в соответствии с требованиями п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, предусмотренного ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Судья районного (городского) суда, рассматривающий жалобу на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, обязан проверить доводы жалобы в полном объеме, в целях чего должен не только исследовать представленные доказательства, но и проверить на предмет достаточности, допустимости и относимости дополнительно представленные доказательства.
Эти требования судьей Новочеркасского городского суда Ростовской области не выполнены.
Доводы защитника об отсутствии в материалах дела доказательств направления уполномоченным органом уведомления в адрес религиозной организации, а, следовательно, отсутствие у организации обязанности по выполнению мероприятий, предусмотренных Требованиями, судом второй инстанции фактически проверены не были, доказательства направления соответствующего уведомления не истребованы и к материалам дела не приобщены.
Допущенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку такие нарушения допущены, то решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30 июня 2023 года подлежит отмене.
При новом рассмотрении судье Новочеркасского городского суда Ростовской области следует учесть изложенное выше, устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем доводам, изложенным в жалобе привлекаемого к административной ответственности лица, отразив в судебном акте мотивы их принятия или отказа, в случае необходимости истребовать дополнительные доказательства, и, в зависимости от установленного, вынести решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статей 30.16 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Местной религиозной организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в г. Новочеркасске, отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении в Новочеркасский городской суд Ростовской области на новое рассмотрение.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции Е.А. Полякова