УИД 73RS0025-01-2021-002299-26
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-4297/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
4 июля 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Артемова Евгения Александровича на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Старомайнского и Чердаклинского районов Ульяновской области по пожарному надзору № 76 от 10 декабря 2021 года, решение судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 7 февраля 2022 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 14 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области Артемова Евгения Александровича,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Старомайнского и Чердаклинского районов Ульяновской области по пожарному надзору № 76 от 10 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 7 февраля 2022 года (с учетом определения от 24 февраля 2022 года) и решением судьи Ульяновского областного суда от 14 апреля 2022 года, глава администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области Артемов Евгений Александрович (далее – Артемов Е.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Артемов Е.А. выражает несогласие с состоявшимися постановлением должностного лица и судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу постановления должностного лица и судебных решений не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Артемова Е.А. к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенных в условиях особого противопожарного режима.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с частью 4 статьи 6 данного Федерального закона пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-03 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).
В соответствии со статьей 62 Федерального закона № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Согласно пункта 2 части 1 статьи 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479 (далее Правила противопожарного режима), установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно пункта 75 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
В соответствии с пунктом 70 Правил противопожарного режима в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Из пункта 414 Правил противопожарного режима следует, что паспорт населенного пункта и паспорт территории должны содержать достоверную информацию, соответствующую фактической обстановке обеспечения пожарной безопасности на соответствующей территории.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-Ф3 «О пожарной безопасности» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов и другие полномочия.
Пунктами 8.6 и 9.11 Свода правил «СП8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», а в последующем пунктами 8.9., 10.4 СП8.13130.2020 установлены максимально допустимые расстояния от пожарных гидрантов, резервуаров или искусственных водоемов, которые надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе не более 200.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 11 марта 2021 года № 65-П «О введении на территории Ульяновской области особого противопожарного режима и признании утратившим силу нормативного правового акта Правительства Ульяновской области» на территории Ульяновской области введен особый противопожарный режим с 1 апреля 2021 года до 31 октября 2021 года.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 20 апреля 2021 года на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Старомайнскому и Чердаклинскому районам Ульяновской области управления деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ульяновской области от 18 марта 2021 года № 21 главным государственным инспектором Старомайнского и Чердаклинского районов Ульяновской области по пожарной надзору проведена плановая выездная проверка в отношении администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, расположенной по адресу: Ульяновская обл., Чердаклинский район, п.Мирный, ул.Полевая, д. 5, оф.2.
По результатам проведенной проверки установлено, что в период действия на территории Ульяновской области особого противопожарного режима главой администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области Артемовым Е.А. допущены нарушения требований пожарной безопасности (пункт 2 части 1 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», абзац 1,2 пункта 75, абзаца 2 пункта 414 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Артемова Е.А. как должностного лица к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили юридическую оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен уполномоченным должностным лицом, содержит все сведения, необходимые для разрешения дела.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях Артемова Е.А. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Артемова Е.А. квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения норм пожарной безопасности, а также свидетельствующих о том, что Артемовым Е.А. как должностное лицо приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что требования, указанные в выданном предписание выполняется, не освобождает должностное лицо от административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку на момент проведения проверки нарушения имели место.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Артемову А.Е. в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных решений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора Старомайнского и Чердаклинского районов Ульяновской области по пожарному надзору № 76 от 10 декабря 2021 года, решение судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 7 февраля 2022 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 14 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области Артемова Евгения Александровича, оставить без изменения, а жалобу Артемова Евгения Александровича оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров