Судебный акт #1 (Решения) по делу № П16-383/2023 [16-6386/2022] - (П16-6386/2022) от 15.08.2022

                                                                                                                  № 16-383/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар                                                                      30 января 2023 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции                        Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу и дополнения к ней защитника Савенчука В.А., действующего в интересах Пономаренко Т.С., на вступившее в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 7 июня 2022 года, вынесенное в отношении заместителя директора по безопасности и правовой работе Федерального государственного унитарного предприятия «13 судоремонтный завод Черноморского флота» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГУП «13 судоремонтный завод Черноморского флота», предприятие) Пономаренко Тараса Степановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 16 Ленинского судебного района г. Севастополя от 6 сентября 2021 года заместитель директора по безопасности и правовой работе ФГУП «13 судоремонтный завод Черноморского флота» Пономаренко Т.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 34 000 рублей (т.2 л.д.103-111).

Решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 24 ноября 2021 года постановление мирового судьи судебного участка № 16 Ленинского судебного района г. Севастополя от 6 сентября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение (т.2 л.д.211-218)

Постановлением мирового судьи судебного участка № 16 Ленинского судебного района г. Севастополя от 9 марта 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора по безопасности и правовой работе ФГУП «13 судоремонтный завод Черноморского флота» Пономаренко Т.С. прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием события административного правонарушения (т.3 л.д.79-84).

Решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 7 июня 2022 года постановление мирового судьи судебного участка № 16 Ленинского судебного района г. Севастополя от 9 марта 2022 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Пономаренко Т.С. прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.3 л.д.127-132).

В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Савенчук В.А. просит отменить решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 7 июня 2022 года, ссылаясь на его незаконность.

Военный прокурор 107 военной прокуратуры гарнизона, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче защитником Савенчуком В.А. жалобы на указанные выше судебные акты, возражения в установленный срок не представил.

Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.

Частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения заместителя директора по безопасности и правовой работе ФГУП «13 судоремонтный завод Черноморского флота» Пономаренко Т.С. к административной ответственности) предусмотрена ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Основанием для привлечения Пономаренко Т.С. к административной ответственности, предусмотренной назонной выше нормой, послужили приведенные мировым судьей в постановлении от 6 сентября 2021 года выводы о том, что 16 марта 2021 года по адресу: г. Севастополь, Килен-Балка, Пономаренко Т.С., являясь заместителем директором по безопасности и правовой работе ФГУП «13 судоремонтный завод Черноморского флота», в нарушение положений Требований к антитеррористической защищенности военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2014 г. №789 (далее – Требования №789) и Руководства по противодействию терроризму в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Минобороны России от 19 мая 2017 г. № 033 (далее-Руководство), не организовал контроль выполнения подразделениями предприятия профилактических мероприятий противодействия терроризму и пропускной режим, что повлекло нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) предприятия, в частности на посту №12 контрольно-пропускного пункта на набережную причал №29а в бухте Троицкой военного городка №385 выявлено отсутствие решетчатых предохранительных тамбуров, оборудованных домофоном, дверьми с надежным запором, глазками для наблюдения и окном для приема документов, защищенные огневые позиции вблизи названного поста отсутствуют; у въездных ворот противотаранные шлагбаумы, а также строительные блоки на подъездах к посту, предназначенные для недопущения несанкционированного въезда на территорию военного города автомобильной и иной техники не установлены; в нарушение пункта 14 Приложения №6 Руководства, предусмотренные планом проведения предупредительно-профилактических мероприятия противодействия терроризму не выполнены, в частности, перечень мероприятий по оборудованию территории и объектов техническими средствами охраны в текущем году (срок: март 2021 года) не уточнен.

Отменяя указанное постановление и возвращая дело на новое рассмотрение, судья районного суда в решении от 24 ноября 2021 года сослался на то, что совершение описанных на посту №12 контрольно-пропускного пункта или контрольно-технического пункта, в том числе со средствами охранной сигнализации, предусмотренные Требованиями №789, Пономаренко Т.С. не вменялось, чем ухудшено положение лица, а обстоятельства исключения вменяемых нарушений в части оборудования тамбура домофоном, дверьми с надежным запором, глазками для наблюдения и окном для приема документов, а также отсутствие огневых позиций вблизи названного поста, в постановлении не отражены, не дана оценка письму Минобороны Российской Федерации в части отнесения предприятия к воинским формированиям, а также доводам Пономаренко Т.С. о том, что он субъектом в силу должностных обязанностей не является.

Прекращая производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, мировой судья в постановлении от 9 марта 2022 года исходил из того, что в материалы дела прокурором не представлены допустимые доказательства того, что ФГУП «13 судоремонтный завод Черноморского флота» и его имущество, в том числе гидротехническое сооружение - набережная-причал №29а, отнесены к военным объектам.

Отменяя указанное постановление мирового судьи и прекращая производство по делу в связи с истечением срока давности, судья районного суда в оспариваемом решении от 7 июня 2022 года указал, что приведенные в постановлении мирового судьи документы не содержат сведения о том, что ФГУП «13 судоремонтный завод Черноморского флота» не относится к военным объектам и не могут рассматриваться надлежащими доказательствами, подтверждающими указанные в постановлении выводы. При этом также сослался на пункты 8, 13, 16 Требований №789 в силу которых ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности несут исключительно руководители военных городков, однако Пономаренко Т.С. не являлся руководителем военного объекта.

С указанным выводом следует согласиться, однако имеются основания для изменения решения судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 7 июня 2022 года ввиду следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

На основании положений, приведенных в статьях 24.1, 26.11, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должны быть установлены и указаны в решении обстоятельства правонарушения, а принятое решение должно быть мотивированным.

Выводы об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо о его невиновности, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности либо неприменения с освобождением от ответственности.

Возбуждая в отношении заместителя директора по безопасности и правовой работе ФГУП «13 судоремонтный завод Черноморского флота» Пономаренко Т.С. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 1 статьи 20.35, должностное лицо административного органа исходило из должностной инструкции заместителя директора предприятия.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к должностным лицам относятся, в том числе совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.

Согласно должностной инструкции заместителя директора завода по безопасности и правовой работе он осуществляет организацию и контроль выполнения мероприятий противодействия терроризму (т.1л.д.19-29).

При этом, основные обязанности, изложенные в должностной инструкции заместителя директора завода по безопасности и правовой работе, не содержат сведений о том, что данное лицо наделено организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, а также при прекращении производства по настоящему делу судебными инстанциями приведенные обстоятельства оставлены без должного внимания, правомерность определения субъектного состава не проверена.

Кроме того, в силу Требований №786 (т.1 л.д.239-251) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности несут исключительно руководители военных городков, тогда как Пономаренко Т.С. не являлся руководителем военного объекта, на что обоснованно сослался судья районного суда в оспариваемом решении от 7 июня 2022 года.

Вывод судьи районного суда свидетельствует о том, что названное лицо не является субъектом вменяемого правонарушения, однако приведенное в решении основание прекращения производства по делу - ввиду истечения срока давности привлечения, сделано без учета указанных обстоятельств.

Как разъяснено в пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 7 июня 2022 года, вынесенное в отношении заместителя директора по безопасности и правовой работе ФГУП «13 судоремонтный завод Черноморского флота» Пономаренко Т.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению с указанием основания прекращения производства по делу - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Вопреки доводам заявителя, изменение основания прекращения производства по делу об административном правонарушении влечет не отмену обжалуемого судебного акта, а его изменение.

Что касается изложенного в жалобе заявителя ходатайства о восстановлении срока для подачи жалобы в кассационный суд, то такое ходатайство рассмотрению не подлежит, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок обжалования вступивших в законную силу процессуальных актов в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 названного Кодекса, не установлен.

Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

жалобу и дополнения к ней защитника Савенчука В.А. удовлетворить частично.

Решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 7 июня 2022 года, вынесенное в отношении заместителя директора по безопасности и правовой работе Федерального государственного унитарного предприятия «13 судоремонтный завод Черноморского флота» Министерства обороны Российской Федерации Пономаренко Тараса Степановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, указать, что «производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения».

В остальной части решение судьи Ленинского районного суда г.Севастополя от 7 июня 2022 года оставить без изменения.

Судья                                   Н.Х. Карасова

Справка:

мировой судья Рубан М.В. № 5-0304/16/2021

судья районного суда Степанова Ю.С. № 12-702/2021

мировой судья Рубан М.В. № 5-0003/16/2022

судья районного суда Истягина Н.М. № 12-237/2022

судья кассационного суда Карасова Н.Х. № П16-6386/2021, П16-383/2022

П16-383/2023 [16-6386/2022] - (П16-6386/2022)

Категория:
Административные
Статус:
ИЗМЕНЕНО РЕШЕНИЕ суда на постановление БЕЗ ОТМЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Ответчики
ПОНОМАРЕНКО ТАРАС СТЕПАНОВИЧ
Другие
Савенчук Виталий Анатольевич
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (Краснодарский край)
Статьи

ст.20.35 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее