Судебный акт #1 (Постановления) по делу № 16-9110/2021 от 15.11.2021

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-9110/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

8 декабря 2021 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу Тюрина Николая Владимировича на вступившие в законную силу постановление судьи Спасского районного суда Республики Татарстан от 7 декабря 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 25 августа 2021 года, вынесенные в отношении Тюрина Николая Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением судьи Спасского районного суда Республики Татарстан от 7 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 25 августа 2021 года, Тюрин Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Тюрин Н.В. просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 4 мая 2020 года УУП ОМВД России по Спасскому району по факту передвижения Тюрина Н.В. 3 мая 2020 года на своем автомобиле «Лада 21200», государственный регистрационный знак , через исторический вал по территории «Болгарского государственного историко-архитектурного музея заповедника» вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Тюрина Н.В. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 19).

Постановлением начальника отдела МВД России по Спасскому району Республики Татарстан от 14 мая 2020 года определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отменено, материал в отношении Тюрина Н.В. направлен в Управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при министерстве Культуры Российской Федерации для принятия решения по подведомственности (л.д. 16).

1 октября 2020 года ведущим советником отдела государственного надзора (контроля) и судебно-административной практики Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия в отношении Тюрина Н.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 3 мая 2020 года в 09 часов 15 минут Тюрин Н.В. на своем личном автомобиле «Лада 21200», государственный регистрационный номер , передвигался через исторический вал по территории «Болгарского государственного историко-архитектурного музея заповедника» (л.д. 73-76).

За указанные действия постановлением судьи Спасского районного суда Республики Татарстан от 7 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 25 августа 2021 года, Тюрин Н.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Вместе с тем судебными инстанциями не учтено, что согласно положениям пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Отменяя определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 4 мая 2020 года, вынесенное УУП ОМВД РФ по Спасскому району Осинцевым Р.В. в отношении Тюрина Н.В. и направляя материал в Управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при министерстве Культуры Российской Федерации для принятия решения, ссылаясь на статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальник отдела МВД России по Спасскому району исходил из того, что данное определение вынесено неуполномоченным на то должностным лицом.

Вместе с тем, постановление начальника отдела МВД России по Спасскому району от 14 мая 2020 года законным признать нельзя.

Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 30.1 названного Кодекса установлено, что право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Определение об отказе в возбуждении дела об указанном административном правонарушении подлежит обжалованию по правилам, установленным главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 4 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 1 статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья также разрешает вопрос об участии в судебном заседании лиц, присутствие которых необходимо при рассмотрении жалобы, путем использования систем видео-конференц-связи.

Рассмотрение жалобы, протеста осуществляется по правилам, установленным статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из системного анализа приведенных норм следует, что органу, должностному лицу, судье по собственной инициативе не предоставлено право осуществлять пересмотр определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в том числе без извещения лиц, чьи права могут быть затронуты при вынесении решения.

Сведений о том, что на определение участкового уполномоченного полиции отдела МВД России по Спасскому району Республики Татарстан от 4 мая 2020 года в установленном порядке была подана жалоба или принесен протест прокурора, в связи с чем у вышестоящего должностного лица возникла обязанность известить о подаче жалобы или протеста лицо, в отношении которого вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, и рассмотреть жалобу или протест прокурора, материалы дела не содержат. Таких сведений не содержится в самом постановлении начальника отдела МВД России по Спасскому району от 14 мая 2020 года.

Равным образом в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих выполнение должностным лицом требований части 2 статьи 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и извещения Тюрина Н.В. о времени и месте рассмотрения поданной жалобы, принесенного протеста.

В материалах дела имеется требование прокурора Спасского района об устранении нарушений федерального законодательства по факту вынесенного УУП ОМВД РФ по Спасскому району Осинцевым Р.В. определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тюрина Н.В. После чего материал направлен в министерство Культуры Республики Татарстан.

Проверка законности и обоснованности постановлений, вынесенных в ходе производства по делу об административном правонарушении, определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, возможна исключительно в рамках, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процедур.

Требование прокурора об устранении нарушений законодательства протестом не является, и в части 1 статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не поименовано, в связи с чем вынесенное прокурором требования об устранении нарушений законодательства не может быть рассмотрено в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того вывод, изложенный в постановлении начальника отдела МВД России по Спасскому району Республики Татарстан от 14 мая 2020 года об отсутствии полномочий у должностных лиц органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ошибочным, он противоречит положению пункта 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данной нормой установлено, что должностные лица органов внутренних дел обладают полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.11 - 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Согласно подпунктам 1.4.3 пункта 1 Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного приказом МВД России от 30 августа 2017 года № 685, в управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, должностные лица подразделений участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, участковый уполномоченный полиции отдела МВД России по Спасскому району правом составления протокола об административном правонарушении по статье 7.13 названного Кодекса был наделен.

Нарушения, допущенные начальником отдела МВД России по Спасскому району Республики Татарстан при отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, и направлении материалов дела по подведомственности в Управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при министерстве Культуры Российской Федерации являются существенными, повлекшими принятие незаконного решения.

Данное обстоятельство в силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях препятствовало составлению в отношении Тюрина Н.В. нового протокола об административном правонарушении по тем же обстоятельствам и осуществлению производства по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем при рассмотрении жалоб Тюрина Н.В. нижестоящими судебными инстанциями вышеизложенные обстоятельства оставлены без внимания.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление судьи Спасского районного суда Республики Татарстан от 7 декабря 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 25 августа 2021 года, вынесенные в отношении Тюрина Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции,

постановила:

жалобу Тюрина Николая Владимировича удовлетворить.

Постановление судьи Спасского районного суда Республики Татарстан от 7 декабря 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 25 августа 2021 года, вынесенные в отношении Тюрина Николая Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Л.А. Трескунова

16-9110/2021

Категория:
Административные
Статус:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
Ответчики
ТЮРИН НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции (Самарская область)
Статьи

ст.7.13 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Постановления)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее