ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6219/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 сентября 2021 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Ульяновской области Мяльдзина Р.З. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области от 10 декабря 2020 года № 152, решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 15 февраля 2021 года, вынесенные в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью «Родник» Аушева Руслана Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области от 10 декабря 2020 года №152, оставленным без изменения решением судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 15 февраля 2021 года, должностное лицо - директор общества с ограниченной ответственностью «Родник» Аушев Руслан Викторович (далее по тексту - ООО «Родник», Аушев Р.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В протесте, принесенном в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, первый заместитель прокурора Ульяновской области ФИО4 просит об отмене постановления должностного акта и решения судьи районного суда, и прекращении производства по делу.
Аушев Р.В., извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанного протеста, в установленный срок возражения не представил.
Изучив доводы протеста и приложенные к нему документы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати
тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи И Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона о недрах предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.
В соответствии с пунктом 3 статьи И Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о недрах установлено, что основным требованием по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Часть 1 статьи 171 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии либо без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств в случаях, когда такие лицензия, аккредитация в национальной системе аккредитации или аккредитация в сфере технического осмотра транспортных средств обязательны, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области от 10 декабря 2020 года №152 директор ООО «Родник» Аушев Р.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что в ходе проверки 5 ноября 2020 года выявлен факт пользования ООО «Родник» недрами без лицензии на право пользования недрами на территории МО «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в период с 31 января 2020 года по 3 ноября 2020 года.
Вместе с тем, как следует из представленных с настоящим протестом документов, постановлением руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области от 27 мая 2021 года в отношении Аушева Р.В. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 171 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту того, что Аушев Р.В. как генеральный директор ООО «Родник», будучи депутатом Совета депутатов муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в соответствии с постановлением территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Мелекесский район» от 10 сентября 2018 года № 92/486-3 «Об определении общих результатов муниципальных выборов на территории муниципального образования «Мелекесский район», в период времени с 01 февраля 2020 года по 28 декабря 2020 года незаконно в нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования (статей 11, 23 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах») осуществлял предпринимательскую деятельность на территории Николочеремшанского сельского поселения и Новомайнского городского поселения Мелекесского района Ульяновкой области без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, по добыче питьевых подземных вод для хозяйственнопитьевого водоснабжения населения и технического обеспечения водой предприятий, в результате чего извлек доход в крупном размере на сумму более 2,25 млн рублей.
Таким образом, при квалификации действий Аушева Р.В. по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по части 1 статьи 171 Уголовного кодекса Российской Федерации учитывались одни и те же обстоятельства, составляющие объективную сторону составов указанных административного правонарушения и преступления.
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области от 10 декабря 2020 года № 152, решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 15 февраля 2021 года, вынесенные в отношении должностного лица - директора ООО «Родник» Аушева Р.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора ООО «Родник» Аушева Р.В. подлежит прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
протест первого заместителя прокурора Ульяновской области ФИО4 удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области от 10 декабря 2020 года №152, решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 15 февраля 2021 года, вынесенные в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью «Родник» Аушева Руслана Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.