гражданское дело № 2-254/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Абаза 16 октября 2023 года
Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего - судьи Ворошилова П.Д. при секретаре судебного заседания Елпатовой Е.Г.,
с участием помощника прокурора Медведева М.С.,
представителей ответчика по доверенности Сычевой О.И., Карачева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Таштыпского района РХ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Абаза-Энерго» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Таштыпского района РХ обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Абаза-Энерго» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, в котором указал, что прокуратурой Таштыпского района рассмотрено обращение Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору о несоблюдении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений ООО «Абаза-Энерго».
ООО «Абаза-Энерго» принадлежит ГТС «Золошлаковый отвал» теплоэлектроцентрали.
28.05.2021 ООО «Абаза-Энерго» произведен расчет размера вероятного вреда ГТС «Золошлаковый отвал» теплоэлектроцентрали ООО «Абаза-Энерго», который направлен на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия.
07.07.2021 расчет вероятного вреда согласован Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия.
Позднее, Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия принято решение об отзыве согласования расчета вероятного вреда от 07.07.2021 в связи с несоответствием и отступлениями от действующей Методики определения размера вреда, а именно п.п. 38, 32, 11, 18 Методики расчета.
Кроме того, расчет не содержал план зон аварийного воздействия при наиболее тяжелой и наиболее вероятной аварии ГТС, а также результаты расчетов параметров зон аварийного воздействия при наиболее тяжелой и наиболее вероятной аварии ГТС.
До настоящего времени в нарушение п. 3 Правил расчет размера вероятного вреда объекта ГТС «Золошлаковый отвал» теплоэлектроцентрали ООО «Абаза-Энерго», соответствующий Методике не выполнен, на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия не направлен.
С целью устранения нарушений прокуратурой 02.06.2023 в адрес ООО «Абаза-Энерго» вынесено представление. Нарушения до настоящего времени не устранены.
Просит обязать ООО «Абаза-Энерго» в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда выполнить расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории города Абазы Республики Хакасия в результате аварии гидротехнического сооружения «Золошлаковый отвал» теплоэлектроцентрали ООО «Абаза-Энерго» в соответствии с Методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.12.2020 № 516; направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия расчет размера вероятного вреда.
19.09.2023 на основании определения суда для участия в гражданском деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия.
В судебном заседании представитель истца Медведев М.С. заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Абаза-Энерго» по доверенности Сычева О.И. в судебном заседании пояснила, что представление прокурора от 02.06.2023 выполнено, расчет выполнен и направлен в Министерство природных ресурсов РХ. Расчет производится каждые 5 лет. В 2019 году расчет направлен на согласование в Министерство РХ. Министерство РХ предложило провести независимую экспертизу, подтвердила, что расчет соответствует методике. Расчет, который был ранее, делала другая организация по требованиям Минприроды РХ, и никогда ни в одном расчете не рассматривалось причинение вреда. Таким образом, они исполнили все требования Министерства РХ. ГТС контролируется ООО «Абаза-Энерго», вода не впадает и не вытекает, то есть это не природное явление, организация сама сбрасывает воду и сама же ее контролирует, технические моменты все соблюдены и отражены в экспертном заключении.
По непонятным причинам пришел отказ о согласовании расчета. В исковых требованиях указано, чтобы ООО «Абаза-Энерго» выполнила расчет и отправила на согласование. В рамках рассматриваемого дела ООО «Абаза-Энерго» выполнила расчет и направляло на согласование. 13.10.2023 пришли документы с Министерство природных ресурсов, это говорит о том, что у Министерства природных ресурсов предвзятое отношение, в связи с чем они сделали запросы в три независимые организации, чтобы получить ответ и направить туда на согласование расчет. Таким образом, просит отказать в удовлетворении исковых требований, так как обязательства исполнены.
Представитель ответчика ООО «Абаза-Энерго» по доверенности Карачев А.А. в судебном заседании пояснил, что золоотвал предназначен для оперативного хранения золы и шлака, то есть ТЭЦ с помощью золоудаления транспортирует в первую очередь золоошлакоотвал – это твердый отход, который находится на первом поле. На втором поле через переливной зонт фильтруется вода – это вода находится на втором поле, которая отгорожена дамбой – эта вода используется в оборотном цикле. Вода забирается обратно на ТЭЦ она никуда не сливается, никуда не переливается. В расчете это все указано. Перелив воды не возможен по определению, воздействие атмосферных осадков минимальное, река средняя Киня также не воздействует на шлаковый отвал. В расчете указано, что организация не рассматриваем такие варианты, как ЧС, поскольку дамба не может разрушиться, так как шлак не является жидким, промышленным отходом. Вода не может перелиться, так как не бывает такого объема воды, поскольку этот процесс контролируем. Форс–мажора быть не может, это все прописано в расчетах. Эксперты считают, что дамба не может разрушиться. Сторонние организации проводят расчеты. Методика - соблюдена, технология - рассчитана. Методика не подразумевает рассмотрение форс– ажорной ситуации. Это не тот объект, который имеет нулевое значение. Просит отказать в удовлетворении исковых требований, так как обязательства исполнены.
Представитель третьего лица Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору направил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с п.п. 38, 32, 11, 18 Методики, расчет вероятного вреда должен быть выполнен для сценария наиболее тяжелой аварии ГТС, а также для сценария наиболее вероятной аварии ГТС, проведение идентификации опасностей ГТС, определение зон возможного затопления для сценариев, предусматривающих нарушения фильтрационного режима из-за суффозии материала плотины (дамбы) или основания, образования трещин, разгерметизации противофильтрационных элементов.
Ограждающие дамбы Золошлакового отвала ООО «Абаза-Энерго», являющиеся грунтовыми напорными сооружениями, испытывающими постоянную гидростатистическую нагрузку, расположены в пределах городской черты г. Абаза, вблизи жилой застройки и объектов инфраструктуры, а также ручья впадающего в р. Абакан, в связи с чем в случае аварии ГТС, сопровождающиеся возникновения прорана и образования волны порыва, возможно причинение вреда расположенным вблизи объектам, жилым постройкам и природной среде.
Таким образом, на ООО «Абаза-Энерго», как на собственника Золошлакового отвала законодательством о безопасности гидротехнических сооружений наложена обязанность, в том числе по разработке и обеспечению согласования, в установленном порядке, расчета вероятного вреда для данного сооружения. Расчет вероятного вреда должен в полной мере соответствовать положениям Методики.
Исковые требования прокурора поддерживает, просит удовлетворить их с учетом выполненных мероприятий и ограничений, рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Енисейского управления Ростехнадзора.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса, что не противоречит положениям ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Право прокурора на обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно ст. 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, а также допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон о безопасности гидротехнических сооружений) гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В ст. 1 Закона о безопасности гидротехнических сооружений определено, что настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 17 Закона о безопасности гидротехнических сооружений, собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утверждена постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 № 1596 (далее – Правила определения величины финансового обеспечения).
Согласно п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. № 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.
Приказом Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 10.12.2020 № 516 утверждена Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
В соответствии с п. 2 Правил определения величины финансового обеспечения, величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
При этом расчет вероятного вреда, в соответствии с пп. «в» п. 6 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства от 20.11.2020 № 1892, является обязательным приложением к декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Согласно п. 38 Методики расчета для плотин водохранилищ и ограждающих дамб накопителей жидких промышленных отходов следует рассматривать сценарии нарушения фильтрационного режима из-за суффозии материала плотины (дамбы) или основания, образования трещин, разгерметизации противофильтрационных элементов.
Таким образом, сценарий нарушения фильтрационного режима из-за суффозии материала плотины (дамбы) или основания, образования трещин, разгерметизации противофильтрационных элементов подлежит безусловному рассмотрению в составе обоснованных сценариев возможной аварии, с определением параметров волны порыва и расчетом ее последствий.
В соответствии с п. 32 Методики расчета расчет вреда должен содержать оценку зоны затопления и гидродинамические параметры потока для определения вероятного вреда от затопления территории в результате прохождения волны прорыва.
В силу п. 128 Методики расчета расчет вреда должен содержать приложение в виде плана зон аварийного воздействия при наиболее тяжелой и наиболее вероятной авариях ГТС, а также результаты расчетов параметров зон аварийного воздействия при наиболее тяжелой и наиболее вероятной авариях ГТС.
Для отнесения ГТС под действие требований предусмотренных Законом о безопасности гидротехнических сооружений необходимо определить вероятность наступления чрезвычайной ситуации и размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
В судебном заседании установлено, что ООО «Абаза-Энерго» принадлежит ГТС «Золошлаковый отвал» теплоэлектроцентрали. Золошлаковый отвал является гидротехническим сооружением, предназначен для складирования золы и шлака с тепловой электростанции путем использования водных ресурсов, ограждающие дамбы которого препятствуют растеканию по прилегающей территории золошлаковых отходов в целях предотвращения негативного воздействия отходов.
02.06.2023 ООО «Абаза-Энерго» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений из которого следует, что 28.05.2021 ООО «Абаза-Энерго» произвело расчет размера вероятного вреда ГТС «Золоотвал теплоэлектроцентрали», и направило на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия.
07.07.2021 расчет вероятного вреда согласован Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия за № 010-5335-ВЛ.
Позднее, Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия принято решение об отзыве согласования расчета вероятного вреда от 07.07.2021 в связи с несоответствием и отступлениями от действующей Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, утвержденной приказом Ростехнадзора от 10.12.2020 № 516, а именно в нарушении п.п. 38, 32, 11, 18 Методики расчета.
Кроме того, расчет вреда не содержал план зон аварийного воздействия при наиболее тяжелой и наиболее вероятной аварии ГТС, а также результаты расчетов параметров зон аварийного воздействия при наиболее тяжелой и наиболее вероятной аварии ГТС (п. 128 Методики).
Из письма ООО «Абаза-Энерго» от 11.07.2023 № 702-925/6 «О рассмотрении представления от 02.06.2023 об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений» следует, что расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения направлен в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия.
Согласно заключению независимой организации ООО «РискТЭКонсалт» от 27.09.2021 выполненный расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на золоотвале Теплоэлектроцентрали ООО «Абаза-Энерго» соответствует требованиям Методики, требованиям иных нормативных правовых документов в области безопасности гидротехнических сооружений.
17.07.2023 Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия направило письмо ООО «Абаза-Энерго» из которого следует об отказе в согласовании расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения Шлаковый отвал теплоэлектроцентрали ООО «Абаза-Энерго» по причине несоответствия представляемых материалов требованиям абз. 3 п. 2.6 Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия государственной услуги по согласованию расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Хакасия в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного приказом Минпромресурса Республики Хакасия от 16.03.2015 № 010-143-пр.
07.09.2023 ООО «Абаза-Энерго» в адрес Минприроды Хакасии направлен расчет с учетом замечаний Енисейского управления Ростехнадзора, указанных в письме № 361-2636 от 15.06.2022.
Енисейское управление Ростехнадзора сообщило Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия о том, что расчет вреда содержит несоответствие и отступления от действующей Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Хакасия в результате аварии гидротехнического сооружения Шлаковый отвал теплоэлектроцентрали ООО «Абаза-Энерго», пересмотренный в сентябре 2023 года.
При выполнении расчета вреда допущены нарушения пунктов 11, 20, 32, 38, 128 Методики, а также применены положения утративших законную силу нормативных документов.
Таким образом, выводы о невозможности возникновения аварии на ГТС Шлакового отвала теплоэлектроцентрали ООО «Абаза-Энерго» и о нулевых значениях вероятного вреда являются необоснованными.
09.10.2023 Минприроды Хакасии на основании письма Енисейского управления Ростехнадзора уведомило ООО «Абаза-Энерго» об отказе в согласовании расчета вероятного вреда ввиду несоответствия действующей Методике.
Данные нарушения влекут негативные последствия в виде риска причинения физического, материального и морального вреда в результате возникновения чрезвычайных ситуаций в результате аварии гидротехнического сооружения «Золошлаковый отвал» теплоэлектроцентрали ООО «Абаза-Энерго».
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика ООО «Абаза-Энерго» обязанности устранить нарушения о несоблюдении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Обязать ООО «Абаза-Энерго» (ОГРН 1041904001127, ИНН 1909051981) в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда:
- выполнить расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории города Абазы Республики Хакасия в результате аварии гидротехнического сооружения «Золошлаковый отвал» теплоэлектроцентрали ООО «Абаза-Энерго» в соответствии с Методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.12.2020 № 516.
- направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории г. Абазы Республики Хакасия в результате аварии гидротехнического сооружения «Золошлаковый отвал» теплоэлектроцентрали ООО «Абаза-Энерго», выполненный в соответствии с Методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.12.2020 № 516.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Абазинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2023 года.
Председательствующий П.Д. Ворошилов