Дело № 5-629/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Выльгорт «13» июня 2017 года
Мировой судья Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми, расположенного по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт, ул. Гагарина, д. 5, Мосунова Е.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы сельского поселения «<АДРЕС> Калмыковой О.Б.1,
установил:
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.05.2017 года, заместитель главы сельского поселения «<АДРЕС> Калмыкова О.Б. совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть нарушение установленного законом порядка распространения информации о гражданах (персональных данных), при следующих обстоятельствах.
В ходе проверки исполнения законодательства о персональных данных администрацией сельского поселения «<АДРЕС> установлено, что администрацией сельского поселения «<АДРЕС> нарушены требования ст.ст.5, 9, 21 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», п.п. 7, 15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008г. № 687.Калмыкова О.Б. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признала, пояснила, что все нарушения устранены.
Заслушав объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно - телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным урегулированы и определены Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона № 152-ФЗ установлено, что персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 152-ФЗ содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности: фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе; фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных); наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных; цель обработки персональных данных; перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных; наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу; перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом; подпись субъекта персональных данных.
В силу требований ч. 4 ст. 21 Федерального закона № 152-ФЗ в случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных или обеспечить ее прекращение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) и уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между оператором и субъектом персональных данных либо если оператор не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.
В целях реализации Федерального закона № 152-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 года № 687 утверждено Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации (далее - Положения), пунктом 7 которого установлено, что при использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, должны соблюдаться следующие условия, в частности, типовая форма или связанные с ней документы (инструкция по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, имя (наименование) и адрес оператора, фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, источник получения персональных данных, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; типовая форма должна предусматривать поле, в котором субъект персональных данных может поставить отметку о своем согласии на обработку персональных данных, осуществляемую без использования средств автоматизации, - при необходимости получения письменного согласия на обработку персональных данных; типовая форма должна быть составлена таким образом, чтобы каждый из субъектов персональных данных, содержащихся в документе, имел возможность ознакомиться со своими персональными данными, содержащимися в документе, не нарушая прав и законных интересов иных субъектов персональных данных; типовая форма должна исключать объединение полей, предназначенных для внесения персональных данных, цели обработки которых заведомо не совместимы.
На основании п. 15 Положения при хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.05.2017 года следует, что администрацией сельского поселения «<АДРЕС> допущены следующие нарушения:
- в нарушение требований ст.ст. 5, 9, 21 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», п.п. 7, 15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008г. № 687 истребовалась копия паспорта, обратившегося за предоставлением муниципальной услуги, при этом нормативными актами предъявление копии паспорта не регламентировано, что свидетельствует об обработке администрацией сельского поселения «<АДРЕС> избыточных персональных данных физических лиц;
- не указаны цели обработки персональных данных сотрудников администрации сельского поселения «<АДРЕС>;
- в кабинете <НОМЕР> в задании администрации сельского поселения «<АДРЕС> в открытом доступе обнаружена папка «Резюме», содержащая персональные данные соискателей, собираемые оператором в лице администрации сельского поселения «<АДРЕС> в течении нескольких лет;
- установлены журналы, используемые при осуществлении деятельности муниципального органа, которые не соответствуют требованиям, регулирующим особенности обработки персональных данных без использования средств автоматизации;
- имеет место нахождение персональных данных в общедоступном месте, что не исключает несанкционированный к ним доступ, так, в частности, в кабинете <НОМЕР> в здании администрации сельского поселения «<АДРЕС> документы, содержащие персональные данные пенсионеров (папка «Начислений пенсий»), хранятся на открытых стеллажах, в кабинете <НОМЕР> папки «Договор с физическими лицами», «Документы детей, находящихся под опекой», «Недееспособные граждане», «Личные дела внештатников», журналы регистрации земельных участков, хранятся на открытых стеллажах, не исключающих несанкционированный к ним допуск;
- отсутствует локальный акт оператора, утверждающий типовую форму, разъяснения субъекту персональных данных юридических последствий отказа в предоставлении своих персональных данных;
- отсутствует локальный акт, утверждающий форму журнала ознакомления служащих, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства в данной сфере.
Кроме того, вина Калмыковой О.Б. подтверждается письменными объяснениями Калмыковой О.Б., копией акта проверки №А-11/3/42-нд/54 от 30.03.2017 года и приложениями к нему.
На основании распоряжения администрации сельского поселения «<АДРЕС> <НОМЕР> от 03.10.2016 г., Калмыкова О.Б. является заместителем главы администрации сельского поселения «<АДРЕС> с <ДАТА9> по <ДАТА10>
Согласно распоряжению главы сельского поселения «<АДРЕС> <НОМЕР> от 06.03.2017 года ответственным за организацию обработки персональных данных в администрации сельского поселения «<АДРЕС> назначена заместитель главы сельского поселения «<АДРЕС> Калмыкова О.Б.
На основании изложенного, действия заместителя главы сельского поселения «<АДРЕС> Калмыковой О.Б. мировой судья квалифицирует по ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность согласно ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировым судьей не установлено.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность в соответствии со ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья признает раскаяние лица, привлекаемого к административной ответственности, признание вины в совершении административного правонарушения, принятие организационных мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
На основании изложенного, учитывая характер административного правонарушения, совершенного Калмыковой О.Б., конкретные обстоятельства дела, а также принимая во внимание, что правонарушение совершено ею в связи с осуществлением обязанностей заместителя главы сельского поселения «<АДРЕС>, мировой судья приходит к выводу о назначении ей наказания как должностному лицу в виде предупреждения.
Руководствуясь 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
постановил:
Признать заместителя главы сельского поселения «<АДРЕС> Калмыкову О.Б.2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Сыктывдинский районный суд Республики Коми через мирового судью Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Резолютивная часть постановления вынесена и оглашена 08 июня 2017 года
Мировой судья Е.В.Мосунова
Копия верна: мировой судья