№16-4419/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 15 сентября 2023 года
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Челябинское авиапредприятие» Тарасюк О.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Металлургического района г. Челябинска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Металлургического района г. Челябинска, от 21 апреля 2023 года, решение судьи Металлургического районного суда г. Челябинска от 13 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Челябинское авиапредприятие»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Металлургического района г. Челябинска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Металлургического района г. Челябинска, от 21 апреля 2023 года (резолютивная часть оглашена 18 апреля 2023 года) (№ 3-152/2023), оставленным без изменения решением судьи Металлургического районного суда г. Челябинска от 13 июня 2023 года (№ 12-57/2023), акционерное общество «Челябинское авиапредприятие» (АО «ЧАП», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Административное наказание в виде административного штрафа исполнено, что подтверждено имеющимся в материалах дела платежным поручением.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник АПО «ЧАП» просит отменить состоявшиеся по делу решения, ссылаясь на их незаконность, прекратить производство по делу.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, поступившего в кассационный суд 17 августа 2023 года, и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.30 КоАП РФ нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является принцип приоритета мер предупреждения терроризма.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (Федеральный закон № 256-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В целях реализации положений названного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 458дсп, утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которыми предусмотрены соответствующие требования в зависимости от установленной категории опасности объектов.
Как усматривается из материалов дела, основанием привлечения юридического лица к ответственности послужили выводы о том, что в период с 16 по 24 января 2023 года в ходе плановой проверки объекта топливно-энергетического комплекса (ТЭК) «Новая газовая котельная» низкой категории опасности, расположенной по адресу: <данные изъяты>, производственная территория АО «ЧАП», выявлены нарушения требований Федерального закона № 256-ФЗ, Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 458 дсп, выразившиеся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности объекта ТЭК в соответствии с требованиями, установленными указанными нормами, а именно:
- объект не обеспечен персоналом физической защиты, предусмотренным п. 4А Правил и п. 3 ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 256-ФЗ;
- в нарушение п.п. «б» п. 1 Приложения № 1 к Правилам п. 82 периметр объекта не оборудован верхним дополнительным ограждением;
- в нарушение п.п. «б» п. 1 Приложения № 1 к Правилам п. 83 периметр объекта не оборудован нижним дополнительным ограждением;
- в нарушение п.п. «б» п. 2 Приложения № 1 к Правилам запретная зона по периметру не оборудована;
- в нарушение п.п. «д» п. 2 Приложения № 1 к правилам, п.п. 90, 104, 105 Правил по всему периметру объекта отсутствуют предупредительные разграничительные знаки;
-в нарушение п.п. «а» п. 4 Приложения № 1 к Правилам периметр территории объекта не оборудован системой охранной сигнализации, согласно присвоенной категории опасности.
По факту выявленных нарушений 24 января 2023 года должностным лицом Управления Росгвардии по Челябинской области в отношении АО «ЧАП» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 КоАП РФ, с последующим привлечением постановлением мирового судьи к административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы, указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статей 26.2 и 26.11 КоАП РФ. Оснований для переоценки выводов судей и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные судьями обстоятельства, не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств названными судьями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Деяние, совершенное обществом «ЧАП», судьями двух судебных инстанций правильно квалифицировано по части 1 статьи 20.30 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательством в области безопасности топливо-энергетических комплексов.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.30 КоАП РФ, являются несостоятельными, поскольку данное правонарушение было выявлено должностным лицом Управления Росгвардии в рамках плановой проверки объектов топливно-энергетического комплекса на 2023 год (л.д. 28) в период с 16 по 24 января, к административной ответственности за совершение данного правонарушения общество привлечено мировым судьей в апреле 2023 года. Таким образом, срок давности привлечения АО «ЧАП» к административной ответственности за данное правонарушение, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
То обстоятельство, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении 24.01.2023, входило в состав антитеррористической комиссии Челябинской области в октябре 2021 года при согласовании паспорта объекта ТЭК, в котором установлен срок выполнения антитеррористических мероприятий – до 01.01.2025, не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку его образуют действия (бездействие), выразившееся в нарушении требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК и которые были выявлены на момент проверки. Как обосновано указано мировым судьей в обжалуемом судебном акте, каких-либо доказательств выполнения обществом мер, направленных на обеспечение безопасности объекта ТЭК, привлекаемым лицом не представлено. Не представлено таких доказательств и с настоящей жалобой.
Поскольку нарушения Федерального закона № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера, то оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, не имеется.
По существу доводы жалобы, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, которые являлись предметом рассмотрения мирового судьи, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемом постановлении, которые базируются на совокупности оцененных доказательств.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных нижестоящими судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.
Новых доводов, имеющих правовое значение и не учтенных при рассмотрении дела об административном правонарушении, в жалобе не содержится.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8, 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 20.30 названного Кодекса.
Жалоба защитника АО «ЧАП» на названное постановление мирового судьи рассмотрена судьей районного суда в порядке, установленном статьей 30.6 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену принятых судебных актов, не установлено.
Право юридического лица на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, установленные статьей 24.5 КоАП РФ, отсутствуют.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 3 Металлургического района г. Челябинска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Металлургического района г. Челябинска, от 21 апреля 2023 года, решение судьи Металлургического районного суда г. Челябинска от 13 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Челябинское авиапредприятие», оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Челябинское авиапредприятие» Тарасюк О.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева