Дело № 5-13/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о передаче дела об административном правонарушении по подсудности
на рассмотрение мировому судье
село Эрзин 20 июля 2023 года
Судья Эрзинского районного суда Республики Тыва Хомушку Е.В., изучив материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
3 июля 2023 года инспектором ДПС ОДПС ГИБДД МО МВД РФ «Тандинский» ФИО4 в отношении ФИО1 составлен протокол серии <адрес> об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.
Согласно абз. 2 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов. В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в ч.ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях совершения административных правонарушений в области дорожного движения и на транспорте проводится административное расследование.
Согласно подпунктом «а» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из определения серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, инспектором ДПС ОДПС ГИБДД МО МВД РФ «Тандинский» ФИО4 было принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 КоАП РФ, и проведении по нему административного расследования.
В порядке статей 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ проведена судебно-медицинская экспертиза в отношении потерпевшего ФИО3; 12, 25 мая 2023 года получены объяснения от ФИО1; ДД.ММ.ГГГГ получено объяснение от ФИО3; иные процессуальные действия не проводились.
Таким образом, фактически процессуальные действия после принятия решения о проведении административного расследования не проводились. Судебно-медицинская экспертиза и объяснения получены были в порядке ст. 144-145 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении.
Изложенное свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае, несмотря на вынесение инспектором определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, процессуальные действия, связанные с проведением административного расследования, требующих значительных временных затрат, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, по данному делу не проводились.
При таких обстоятельствах дело подлежит рассмотрению мировым судьей, поскольку в силу абзаца 6 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях именно к подсудности мирового судьи отнесено рассмотрение дел, указанных, в том числе, в части 1 данной статьи, и не перечисленных в абзаце 1 - 5 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (подпункт «г» пункта 3).
Судебно-медицинская экспертиза и отбор объяснений проведены в рамках досудебного производства по уголовному делу.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Следовательно, в данном случае материалы дела с протоколом об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежат рассмотрению мировым судьей, а не судьей районного суда, следовательно, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении ФИО1 должны быть переданы на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка Эрзинского района Республики Тыва.
На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 29.4, КоАП РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Протокол об административном правонарушении и материалы к нему в отношении ФИО1 по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ передать на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка Эрзинского района Республики Тыва.
Определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва через Эрзинский районный суд Республики Тыва в течение десяти суток со дня вручения или получения копии определения.
Судья Е.В. Хомушку