ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД 78RS0003-01-2023-000731-80
№ 16-3864/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 июля 2024 года город Самара
Заместитель председателя Шестого кассационного суда общей юрисдикции Габдуллин Р.Г., рассмотрев жалобу защитника Морозовой Анны Владимировны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственности «Нова», на вступившие в законную постановление государственного инспектора Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № АД-1364/26/2022 от 26 января 2023 года, решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 10 октября 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Нова», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № АД-1364/26/2022 от 26 января 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 10 октября 2023 года, юридическое лицо общества с ограниченной ответственности «Нова» (далее - ООО «Нова») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 201 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Морозова А.В. просит отменить постановление должностного лица и судебный акт, вынесенные в отношении ООО «Нова», приводя доводы об их незаконности, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
Из пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1028 (далее - Порядок № 1028).
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 1 Порядка № 1028).
Согласно пункту 4 Порядка № 1028 учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Пунктом 9 Порядка № 1028 установлено, что учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов.
Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Ведение учета в электронном виде осуществляется при условии, что все содержащиеся в нем учетные записи в целях обеспечения их сохранности продублированы на электронных носителях информации, и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель.
Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков, определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, согласно которому отходы (осадки) из выгребных ям имеют код федерального классификационного каталога отходов 7 32 100 01 30 4 (далее - ФККО).
Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 15 сентября по 28 сентября 2022 года, должностным лицом установлено, что юридическим лицом ООО «Нова» в нарушение требований статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ - место (площадка) накопления строительных отходов с координатами 59,71596 28,42984 не соответствует установленным федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.
В нарушении пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, п.6 Порядка № 1028 паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1026 установлено, что не составлены и не утверждены паспорта отходов I - IV классов опасности, образующихся в ходе проведения строительных работ.
Кроме того, в нарушение пунктов 4, 6 Порядка № 1028 установлено, что не ведется учет отхода - отходов (осадков) из выгребных ям - (код ФККО, утвержденного Приказом Роспироднадзора от 22.05.2017 № 242, 7 32 100 01 30 4), образующихся в ходе проведения строительных работ.
Установленные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Нова» протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения юридического лица к административной ответственности по указанной норме на основании постановления должностного лица административного органа, с законностью которого согласился судьи предыдущей судебной инстанции.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа и судьей городского суда было установлено, что ООО «Нова» не ведет учет в области обращения с отходами производства и потребления, а именно смеси из биотуалетов, образованной в ходе работ по реконструкции объекта, расположенного на территории ООО «НОВАТЭК-Усть-Луга» в Северном районе Морского торгового порта на восточном побережье Лужской губы Финского залива, в соответствии с Порядком № 1028.
Действия ООО «Нова» правильно квалифицированы по части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Довод жалобы о том, что смесь из биотуалетов, передаваемая ООО «Нова», в рамках заключенного договора с ОАО «Кингиссепский Водоканал», для дальнейшей очистки на очистных сооружениях, является не отходами, а сточной водой, был предметом проверки предыдущей судебной инстанции. Судья городского суда верно указал на то, что накапливаемые отходы на территории реконструкции относятся к жидким. Данные отходы накапливаются в закрытую заглубленную емкость (септик) объемом 25 м3, то есть временное канализование от санузлов производится в резервуары, не подключенные к общей системе водоотведения.
Следовательно, ООО «Нова» осуществляет сбор, накопление отходов (осадков) из выгребных ям. Данный вид отходов соответствует коду Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, таким образом образующаяся смесь подлежат учету в соответствии с правилами, установленными Порядком № 1028.
Указание в жалобе на то, что биотуалеты числятся на балансе субподрядной организации ООО «Теплохиммонтаж», в связи с чем ответственность по учету всех видов отходов субподрядчика лежит на ООО «Теплохиммонтаж», не является основанием для отмены постановления должностного лица и решения судьи городского суда, поскольку согласно договору № 06-1119 от 24 сентября 2021 года прямое указание на обязанность ведения учета отходов субподрядчиком отсутствует, на ООО «Теплохиммонтаж» возложена лишь обязанность по утилизации (размещению) образовавшихся отходов субподрядчика.
Исходя из вышеизложенного, отходы (осадки) из выгребных ям имеют код ФККО 7 32 100 01 30 4 и в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденными приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1028 подлежат включению в состав образующихся видов отходов, подлежащих учету ООО «Нова».
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица и судьи городского суда, они не опровергают наличие в деянии ООО «Нова» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления и судебных актов.
Несогласие подателя жалобы с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Нарушений порядка привлечения ООО «Нова» к административной ответственности при возбуждении дела, а также при его рассмотрении допущено не было. При вынесении постановления должностным лицом не допущено каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену либо изменение вынесенного постановления. Дело было рассмотрено надлежащим должностным лицом в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ООО «Нова» в минимальном размере санкции части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя суда
постановил:
постановление государственного инспектора Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № АД-1364/26/2022 от 26 января 2023 года, решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 10 октября 2023 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Нова» оставить без изменения, жалобу защитника Морозовой Анны Владимировны, действующей на основании доверенности, в интересах общества с ограниченной ответственности «Нова» – без удовлетворения.
Заместитель председателя суда Р.Г. Габдуллин