Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-431/2019 от 01.11.2019

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                            № 16-431/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 декабря 2019 года                                                                          город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу защитника Зозули А.А., действующего на основании ордера в интересах общества с ограниченной ответственностью «Завод полипропиленовых изделий» (далее – ООО «Завод полипропиленовых изделий», общество), на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды – главного специалиста – эскперта Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ , решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 июля 2019 г., решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от                 29 августа 2019 г., решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2019 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Завод полипропиленовых изделий»,

установил:

постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды – главного специалиста – эскперта Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан (далее – должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ (далее – постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ ) ООО «Завод полипропиленовых изделий» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 февраля 2019 г. постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ отменено, материалы дела возвращены в Уфимское территориальное управление Минэкологии Республики Башкортостан для выполнения требований статьи 23.1 и статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 марта 2019 г., принятым по жалобе должностного лица, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от                  5 февраля 2019 г. отменено, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.

Решением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 мая 2019 г. постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ г отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 5               части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 июля 2019 г., принятым по представлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 мая 2019 г. отменено, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.

Решением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 августа 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2019 г., постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ -КЕ оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Зозуля А.А. выражает несогласие с постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ , решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 июля 2019 г., решением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от              29 августа 2019 г., решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2019 г., вынесенными в отношении ООО «Завод полипропиленовых изделий» по делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, в установленный срок представил возражения, в которых выражает несогласие с доводами жалобы.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы и возражения позволяет прийти к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Завод полипропиленовых изделий», к административной ответственности) выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из материалов дела, постановлением                                         и.о. Башкирского природоохранного межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Завод полипропиленовых изделий».

Основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу послужила деятельность общества по производству изделий из полипропилена (трубы и комплектующие к ним: отводы, тройники, переходы, муфты), которое неразрывно связано с выбросом и концентрацией вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно сведениям об охране атмосферного воздуха за 2016 г. (отчет по форме -ТП (воздух)) предприятием в атмосферу выброшено 0,610 тонн загрязняющих веществ, а за 2017 г. - 0,610 тонн.

Установлено, что в 2016 - 2017 г.г. ООО «Завод полипропиленовых изделий» в своей деятельности допустило нарушение природоохранного законодательства, а именно, в отсутствие соответствующих специальных разрешений осуществило выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ получено ООО «Завод полипропиленовых изделий» ДД.ММ.ГГГГ

Привлекая ООО «Завод полипропиленовых изделий» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо исходило из доказанности совершения им административного правонарушения.

Отменяя постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ                            и прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда в решении от ДД.ММ.ГГГГ указал в своих выводах, что с                       1 января 2019 г. новой редакцией Федерального закона от 4 мая 1999 г.                            № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» отменена обязанность лица, привлеченного к административной ответственности, получать разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, как предприятия III категории (часть 11 статьи 15 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

С указанным выводом судьи районного суда судья Верховного Суда Республики Башкортостан в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ не согласилась, указав, что положения части 1 и части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по данному делу не могут быть применены, поскольку ООО «Завод полипропиленовых изделий» привлечено к административной ответственности за правонарушение, совершенное в 2018 г., то есть в период, когда выбросы вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух) допускались только на основании разрешения, которое у предприятия отсутствовало; часть 1                  статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исключена из Кодекса, административное законодательство Российской Федерации после 1 января 2019 г. продолжает считать наказуемым выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения.

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судья Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан в решении от 29 августа 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2019 г., согласился с постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ , признав его законным и обоснованным.

Однако с такими выводами судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 июля 2019 г., судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 августа 2019 г., судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2019 г. согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г.                   № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон                    № 96- ФЗ) действующей до 31 декабря 2018 г., выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2019 года в Федеральный закон № 96-ФЗ внесены изменения, в частности согласно части 11 статьи 15 Федерального закона № 96-ФЗ предусмотрено, что для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуется. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Завод полипропиленовых изделий», адрес места нахождения объекта: <адрес>, обществу с ограниченной ответственностью «Завод полипропиленовых изделий» присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2). Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления от 20 апреля 2006 г. № 4-П, от 14 июля                      2015 г. № 20-П, определения от 16 января 2001 г. № 1-О, от 10 октября                       2013 г. № 1485-О, от 21 ноября 2013 г. № 1903-О).

В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Данных об исполнении ООО «Завод полипропиленовых изделий» постановления должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ в материалах дела не содержится.

Таким образом, в деянии ООО «Завод полипропиленовых изделий» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды – главного специалиста – эксперта Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ , решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 июля                     2019 г., решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 августа 2019 г., решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2019 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Завод полипропиленовых изделий», подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

жалобу защитника Зозули А.А. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды – главного специалиста – эксперта Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ , решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 июля 2019 г., решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от                29 августа 2019 г., решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2019 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Завод полипропиленовых изделий», отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья                                                                                                        Р.А. Набиев

16-431/2019

Категория:
Административные
Статус:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
Истцы
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
ООО "ЗАВОД ПОЛИПРОПИЛЕНОВЫХ ИЗДЕЛИЙ"
Другие
Зозуля Александр Александрович
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции (Самарская область)
Статьи

ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее