ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2346/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 7 мая 2024 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу Климовой М.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 января 2024г., решение судьи Кемеровского областного суда от 16 февраля 2024г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Климовой Марины Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ,
установил:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 января 2024г., оставленным без изменения решением судьи Кемеровского областного суда от 16 февраля 2024г., ИП Климова М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде приостановлении деятельности ИП Климовой М.А. по размещению и работе с цифровым рентгеновским комплексом «Стрикс ВРК-2» №042, 2019 г.в., производитель Россия, установленным в ветеринарной клинике «Айболит», расположенной по адресу: г. Новокузнецк, ул. Покрышкина, 7, сроком на 7 суток.
В жалобе Климова М.А. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о незаконности обжалуемых актов.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательствазаконодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч. 1, 3 ст.23 Федерального закона №52-ФЗ жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с ч.3 ст.27 Федерального закона № 52-Ф3 использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.39 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в т.ч. деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 № 40 утверждены санитарные правила и нормативы Правил СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» (далее - Правила СП 2.6.1.2612-10).
В силу п. 1.1. Правил СП 2.6.1.2612-10 основные санитарные правила и нормативы обеспечения радиационной безопасности устанавливают требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от источников ионизирующего излучения, на которые распространяется действие СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ99/2009)».
Согласно п. 1.2. Правил СП 2.6.1.2612-10 правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, независимо от их подчиненности и формы собственности, в результате деятельности которых возможно облучение людей, а также для администрации субъектов Российской Федерации, местных органов власти, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 10.01.2024г. по 17.01.2024г. на основании решения врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу от 25.12.2023 №346вн/32в, в деятельности ИП Климовой М.А. по адресу: <адрес>, выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно: у ИП Климовой М.А. (код вида деятельности по ОКВЭД:75.00 - деятельность ветеринарная) в ветеринарной клинке «<данные изъяты>», осуществляющей деятельность на первом этаже многоквартирного жилого четырехэтажного дома по адресу: <адрес>), размещен источник ионизирующего излучения - цифровой рентгеновский комплекс «Стрикс ВРК-2» № 042, 2019 г.в., производитель Россия, при этом отсутствуют лицензия на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), радиационно-гигиенический паспорт организации, характеризующий состояние радиационной безопасности персонала радиационного объекта и населения; не проведена санитарно- эпидемиологическая оценка и лицензирование деятельности с источниками ионизирующего излучения, не обеспечена санитарно-эпидемиологическая оценка изделий и технологий; не организованы система радиационного контроля и систематический контроль радиационной обстановки на рабочих местах, в помещениях, на территории организации; не разработаны план мероприятий по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при нормальной работе объекта, его реконструкции и выводе из эксплуатации, и контрольные уровни воздействия радиационных факторов в организации, а также инструкция по радиационной безопасности и инструкция по действиям персонала при радиационных авариях; не установлен перечень лиц, относящихся к персоналу групп А и Б; не разработан план мероприятий по обеспечению и совершенствованию радиационной безопасности в организации; не проводится контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала и информирование персонала об уровнях излучения на рабочих местах и об индивидуальных дозах облучения; не организована подготовка и аттестация по вопросам обеспечения радиационной безопасности руководителей и исполнителей работ, специалистов служб радиационной безопасности, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками излучения; не проводится инструктаж и проверка знаний персонала в области радиационной безопасности; не организован предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинский осмотр персонала; не представлен заполненный радиационно-гигиенический паспорт организации в установленные сроки в ТО Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу; отсутствуют стационарные, передвижные и индивидуальные средства радиационной защиты персонала, пациентов; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения санитарным правилам, которое выдают органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по обращению юридического или физического лица, что является нарушением п.п. 1.8, 2.2.2., 2.3.1., 2.3.2., 2.3.3., 2.5.1., 2.5.2., 3.2.7. СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», ст.ст.4, 10 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности», ч. 1,3 ст.23, ч.3 ст.27 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом выездной проверки, протоколом лабораторных испытаний, актом отбора (проб) образцов, протоколом отбора проб, протоколами осмотра, фотоматериалом, выпиской из ЕГРИП.
Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, судья районного суда дал правильную оценку и обоснованно признал ИП Климову М.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.6.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы являются несостоятельными. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст.26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия(бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения.
Факт размещения ИП Климовой М.А. источника ионизирующего излучения - цифрового рентгеновского комплекса «Стрикс ВРК-2» в ветклинике, расположенной в многоквартирном жилом доме, с нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, подтверждается материалами дела, поэтому вывод о наличии в ее действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.6.3 КоАП РФ является верным.
Доводы жалобы об отсутствии на момент осмотра всех компонентов рентгеновского комплекса указанные выше выводы не опровергают.
Приведенные в жалобе доводы о том, что состав и событие правонарушения отсутствует, сам источник рентгеновского излучения установлен не был, инструментального обследования и испытания должностными лицами не проводилось, аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки, обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в постановлениях. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.
Каких-либо иных доводов в жалобе не представлено, заявитель фактически настаивает на переоценке доказательств и установленных судами обстоятельств.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей областного суда в порядке, предусмотренном ст. 30.6 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления и решения, не установлено, неустранимые сомнения в виновности ИП Климовой М.А. в совершении административного правонарушения отсутствуют.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 января 2024г., решение судьи Кемеровского областного суда от 16 февраля 2024г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Климовой Марины Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Климовой М.А. – без удовлетворения.
Судья: Д.А. Безденежных