Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3150/2023 ~ М-1713/2023 от 24.04.2023

2-3150/23

21RS0025-01-2023-002166-11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 июня 2023 г. г.Чебоксары

Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мамуткиной О.Ф., при секретаре судебного заседания Маркизовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Московского района г.Чебоксары в интересах Башмаковой Надежды Владимировны к казенному учреждению «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты в Чувашской Республике о признании решения об отказе в назначении пособия незаконным, возложении обязанности произвести расчет среднедушевого дохода семьи, назначении и выплате пособия

у с т а н о в и л:

Прокурор Московского района г.Чебоксары обратился в суд в интересах Башмаковой Н.В. с иском к КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» о признании отказа в назначении пособия незаконным по тем мотивам, что Башмакова Н.В. является малоимущей, однако ДАТАг. ей было отказано в назначении пособия на ребенка в связи с превышением среднедушевого дохода семьи. Просят признать незаконным отказ КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» в назначении пособия Башмаковой Н.В., обязать произвести расчет среднедушевого дохода семьи без учета выплаты за ребенком-инвалидом, назначить и выплатить пособие по заявлению от ДАТА.

Старший помощник прокурора Московского района г.Чебоксары Серебрякова И.А. иск поддержала и показала, что по заявлению Башмаковой Н.В. была проведена прокурорская проверка. В ходе проверки было установлено нарушение прав Башмаковой Н.В. тем, что КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» незаконно отказал в назначении пособия на ребенка.

В судебном заседании истец Башмакова Н.В. иск поддержала и показала, что ее сын является инвалидом с детства. В состав дохода включена ежемесячная выплата по уходу за ребенком-инвалидом. В случае если исключить из дохода семьи эту выплату, то доход ее семьи не будет превышать прожиточный минимум.

Представитель ответчика, КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки», Иванова О.Р., действующая на основании доверенности, суду показала, что на ДАТА. в доходы семьи Башмаковой Н.В. была включена ежемесячная выплата по уходу за ребенком-инвалидом.

Представитель 3-его лица на стороне ответчика Министерство труда и социальной защиты ЧР, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ДАТАг. Башмакова Н.В. обратилась в КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка. В заявлении был указан состав семьи- сын Башмаков И.С.

Решением НОМЕР от ДАТАг. КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» отказал Башмаковой Н.В. в назначении ежемесячного пособие на ребенка по причине превышения среднедушевого дохода семьи над величиной прожитого минимума, установленного в Чувашской Республике на дату обращения. Учреждением был установлен среднедушевой доход семьи Башмаковой Н.В. в размере 12 174,54 руб., при величине прожиточного минимума в 11 832 руб.

Прокурором заявлено требование о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия на ребенка.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", что следует из его преамбулы.

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзц. 2 ст. 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде: денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат) и натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) (п. 1 ст. 12 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Из вышеуказанного решения КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» от 28 февраля 2022г. следует, что Башмаковой Н.В. было отказано в назначении пособия на ребенка по причине превышения среднедушевого дохода семьи над величиной прожитого минимума, установленного в Чувашской Республике на дату обращения. (11 832 руб. в соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.08.2021г. №395 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Чувашской Республике на 2022 год»)

Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

На основании ст.5 Федерального закона N 44-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Согласно положениям пункта 34 указанных Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением N 761, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 Перечня.

В соответствии с абзацем вторым подпункта "д" пункта 1 Перечня при расчете дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитываются пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.

К указанным исключаемым компенсационным выплатам можно отнести компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, установленные Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", а также ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, установленные подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы", имеющим детей", которые также носят компенсационный характер.

Таким образом, при исчислении совокупного дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина в целях оказания им государственной социальной помощи, учет указанных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, Перечнем не предусмотрен. Однако ответчиком незаконно включена в среднедушевой доход семьи Башмаковой Н.В. ежемесячная выплата лица, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, в размере 10 000 руб.

Доводы представителя ответчика о том, что в доход семьи должна быть включена указанная ежемесячная выплата лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в размере 10 000 руб., судом признаны несостоятельными.

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

С 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, устанавливаются на основании Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы", о чем внесены соответствующие изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами".

Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 предусмотрено, что ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии в период осуществления ухода за ним (п. 3 Указа). Ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы (пункт 5 Указа): а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 10 000 рублей (п. 1).

При этом, пунктом 9 вышеназванного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать, что установление данных ежемесячных выплат не должно повлечь за собой уменьшение объема и снижение уровня мер социальной помощи и поддержки, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

По указанным основаниям, данные выплаты ранее не учитывались при назначении иных мер социальной поддержки малоимущим и малообеспеченным семьям, при решении вопроса о доходе семьи заявителя.

При таких обстоятельствах отказ Башмаковой Н.В. в назначении пособия на ребенка нельзя признать правомерным.

Учитывая все вышеизложенные обстоятельства в совокупности, суд требования прокурора в интересах Башмаковой Н.В. находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.196-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Казенного учреждения «Центр представления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики НОМЕР от ДАТАг. об отказе Башмаковой Надежде Владимировне в назначении ежемесячного пособия на ребенка.

Обязать Казенное учреждение «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики произвести расчет среднедушевого дохода семьи Башмаковой Надежды Владимировны без учета ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом Башмакова Ивана Сергеевича, ДАТА года рождения.

Обязать Казенное учреждение «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики назначить и выплатить Башмаковой Надежде Владимировне ежемесячное пособие на ребенка Башмакова Ивана Сергеевича по заявлению от ДАТАг.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Мамуткина О.Ф.

Решение принято в окончательной форме ДАТАг.

2-3150/2023 ~ М-1713/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Башмакова Надежда Владимировна, действующая в интересах Башмакова Ивана Сергеевича, 2008
Заместитель прокурора Московского района г. Чебоксары
Ответчики
Казенное учреждение Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики
Другие
Информация скрыта
Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики
Суд
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Мамуткина О.Ф.
Дело на странице суда
moskovsky--chv.sudrf.ru
24.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2023Передача материалов судье
25.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2023Судебное заседание
20.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2023Дело оформлено
05.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее