УИД 21RS0022-01-2023-002554-73
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2439/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 мая 2024 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу Спиридонова Александра Геннадьевича на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности руководителя УФНС России по Чувашской Республике от 24 августа 2023 года № 83/57, решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2023 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 27 февраля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Юраково - Н» Спиридонова Александра Геннадьевича,
установила:
постановлением исполняющего обязанности руководителя УФНС России по Чувашской Республике от 24 августа 2023 года № 83/57, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2023 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 27 февраля 2024 года, директор общества с ограниченной ответственностью «Юраково - Н» (далее - общество) Спиридонов Александр Геннадьевич (далее- Спиридонов А.Г.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции заявитель просит об отмене вышеуказанных актов и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственного реестра - единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Закона в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц определено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, помимо прочих, сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации юридических лиц в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включённых в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 2 марта 2023 года в отношении ООО «Юраково-Н» проведены меры налогового контроля, в ходе которых установлено, что указанное общество по месту регистрации юридического лица: <адрес>, не находится, о чем составлен протокол осмотра объекта недвижимости от 2 марта 2023 года (л.д.39).
Так, согласно протоколу осмотра объекта недвижимости 2 марта 2023 года в период времени с 12 часов 20 минут до 12 часов 50 минут в ходе проведения контрольных мероприятий ведущим специалистом-экспертом отдела регистрации и учета налогоплательщиков Управления Федеральной налоговой службы России по Чувашской Республике в присутствии двух понятых был произведен осмотр объекта недвижимости, расположенного по адресу места нахождения ООО «Юраково-Н»: <адрес>
В ходе осмотра установлено, что по указанному адресу находится пятиэтажный жилой дом с одноэтажным пристроем, в котором расположен торговый дом с павильонами, реализующими продовольственные и непродовольственные товары. На крыше одноэтажного пристроя установлена вывеска с указанием наименования «Юраково», выполненная из объемных букв. Вход на цокольный этаж осуществляется через металлическую дверь, на которой указан ежедневный режим работы цокольного этажа, на этаже имеется план эвакуации, утверждённый директором «ТД Юраково» Спиридоновым А.Г. и закрепленный печатью ООО «ЮРАКОВО-Н». На момент осмотра исполнительный орган ООО «ЮРАКОВО-Н» по адресу: <адрес> отсутствует.
2 марта 2023 года должностным лицом налогового органа в адрес ООО «ЮРАКОВО-Н», его руководителя - директора Спиридонова А.Г. направлено уведомление № 92 об обязанности в течение тридцати дней с момента направления уведомления сообщить в регистрирующий орган сведения о юридическом лице или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, внесённых в ЕГРЮЛ (л.д. 37-38). Уведомления направлены почтовыми отправлениями, имевшими почтовый идентификатор № и №
Уведомление, направленное по месту нахождения юридического лица, а также по месту регистрации руководителя общества Спиридонова А.Г. получены не были, возвращены с отметкой об истечении срока хранения (л.д. 38,117-119).
В нарушение требований пункта 1 статьи 5, пункта 6 статьи 11, пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц указанные сведения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, не представлены.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени общества является Спиридонов А.Г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора общества Спиридонова А.Г. к административной ответственности на основании названной выше статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 18-19).
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении (л.д. 24); протоколом осмотра объекта недвижимости и приложенным к нему фотоматериалом (л.д. 39-41) и иными представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Действия директора общества Спиридонова А.Г., выразившиеся в непредставлении сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц.
Рассмотрение жалобы на постановление осуществлено судебными инстанциями в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объёме. Судебные решения требованию статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствуют в полной мере.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель в обоснование незаконности постановления и судебных решений ссылается на то, что уведомление о необходимости представления достоверных сведений направлялось только по юридическому адресу общества, и до настоящего времени не получено, а его адрес, как должностного лица данного общества, уведомление не направлялось; об истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Данные доводы аналогичны доводам, заявленным в жалобах на постановление и решение, были предметом рассмотрения предыдущих судебных инстанций, обоснованно отклонены по основаниям, подробно изложенным в решениях. Выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Закона о государственной регистрации юридических лиц, а потому приведённые в решениях выводы о наличии в действиях Спиридонова А.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений в их правильности не вызывает.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении 27 июля 2023 года Спиридонов А.Г. извещался заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор №) по месту жительства, (<адрес>), которое адресатом получено не было и возвращено в орган в связи с истечением срока хранения, что подтверждается уведомлением (л.д. 28), списком внутренних почтовых отправлений (л.д. 30), отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № (л.д. 31).
Копия протокола об административном правонарушении от 27 июля года, содержащая в том числе уведомление о времени и месте рассмотрения дела должностным лицом 24 августа 2023 года в 14 часов 10 минут, направлена в адрес Спиридонова А.Г. также заказным письмом с уведомлением 2 августа 2023 года, возвращённым в административный орган по истечению срока хранения, что подтверждается копией протокола об административном правонарушении (л.д. 24), списком внутренних почтовых отправлений (л.д. 25-26), отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № (л.д. 27).
Изложенное свидетельствует о том, что должностным лицом налогового органа были созданы условия для реализации Спиридоновым А.Г. своего права на участие при составлении протокола об административном правонарушении, при рассмотрении дела по существу, а потому рассмотрение дела по существу должностным лицом в отсутствие Спиридонова А.Г. согласуется с требованиями статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неполучение адресатом направленной в его адрес почтовой корреспонденции относится к рискам самого лица, которому такая корреспонденция адресована, на что обоснованно указал судья Верховного Суда Чувашской Республики.
Ссылки жалобы на то, что Спиридонов А.Г. с 10 по 29 марта 2023 года находился на стационарном лечении в медицинской организации, что лишало последнего возможности получить извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не свидетельствует о наличии оснований для признания соответствующего протокола ненадлежащим доказательством.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке.
Должностным лицом административного органа были предприняты необходимые меры для извещения Спиридонова А.Г. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, направленные на реализацию его процессуальных прав, предусмотренных статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, права на участие в составлении протокола.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств является достаточной для полного, объективного рассмотрения дела, вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что судебные инстанции не запрашивали дополнительные доказательства относительно направления и доставки почтовой корреспонденции в адрес заявителя, о недоказанности вины Спиридонова А.Г. в совершении административного правонарушения не свидетельствует. Представленные материалы позволяют сделать вывод о том, что при доставке почтовой корреспонденции, направленной по адресу Спиридонова А.Г.: <адрес>, нарушений почтовым отделением Мариинско-Посадского района правил оказания услуг почтовой связи не допущено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление исполняющего обязанности руководителя УФНС России по Чувашской Республике от 24 августа 2023 года № 83/57, решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2023 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 27 февраля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Юраково - Н» Спиридонова Александра Геннадьевича оставить без изменения, а жалобу Спиридонова Александра Геннадьевича – без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина