УИД 21RS0024-01-2022-000673-65
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-5090/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 августа 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу врио начальника Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть № 21 Федеральной службы исполнения наказаний Афанасьевой О.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 апреля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 26 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 21 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, учреждение),
установила:
постановлением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 26 мая 2022 года, ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, врио начальника ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России Афанасьева О.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении учреждения по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, установлен статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее-Закон № 99-ФЗ).
В силу пункта 46 статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2021 года № 852 «О лицензировании медицинской деятельности» (далее - Положения от 1 июня 2021 года № 852) утвержден исчерпывающий перечень лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности.
Согласно подпункту «б» пункта 5 Положения от 1 июня 2021 года № 852 лицензиат должен иметь на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 6 Положения лицензиат при осуществлении медицинской деятельности обязан соблюдать порядки оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 90 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами «а», «б» и «г» пункта 6 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (часть 2 пункта 7 Положения).
Частью 10 статьи 19.2 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов- Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Из материалов дела следует, что ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 21 июня 2019 года № ФС-21-01- 000550, выданную Министерством здравоохранения, бессрочно.
В период с 8 февраля по 21 февраля 2022 года должностными лицами территориального отдела Росздравнадзора по Чувашской Республике на основании решения врио руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Чувашской Республике от 4 февраля 2022 года № П21-12/22 проведена плановая выездная проверка соблюдения ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России порядков и стандартов оказания медицинской помощи, в рамках которой выявлено осуществление учреждением медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных подпунктом 5 пункта 5, подпунктами «а», «б» пункта 6 Положения от 1 июня 2021 года № 852 при обстоятельствах, подробно изложенных в постановлении по делу об административном правонарушении.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления 21 февраля 2022 года должностным лицом Территориального органа Росздравнадзора по Чувашской Республике в отношении ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Постановлением судьи районного суда, с выводами которого согласился вышестоящий суд, ФКУЗ МЧС-21 ФСИН России привлечено к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21 февраля 2022 года; копиями штатного расписания ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России и оборотных ведомостей по нефинансовым активам, товарно-сопроводительных документов на лекарственные средства и медицинские изделия (по состоянию на 1 февраля 2022 года) ФКУЗ МСЧ-СИН России; медицинскими картами пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (учетная форма 025/у), оформленными на осужденных, получающих медицинскую помощь в Филиале «Медицинская часть № 8», Филиале «Медицинская часть № 9», Филиале «Медицинская часть № 10» ФКУЗ МСЧ- 21 ФСИН России; табелями учета рабочего времени медицинских работников ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России за январь 2022 года; графиками работы медицинских работников ФКУЗ МСЧ-21 России за февраль 2022 года; приказом ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России от 7 февраля 2022 года «Об организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России»; приказом ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России от 5 апреля 2021 года № 33 «Об утверждении Положений филиалов федерального казенного учреждения здравоохранения «МСЧ-21 ФСИН России»; протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № 1 от 8 февраля 2022 года, № 2, № 3 и № 4 от 11 февраля 2022 года, № 5 от 17 февраля 2022 года; актом плановой выездной проверки от 21 февраля 2022 года № 11 и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что учреждением не приняты все зависящие от него необходимые меры по надлежащему и своевременному соблюдению законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола судебными инстанциями не установлено.
Допущенное ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности повлекло создание угрозы для жизни и здоровья граждан, является грубым, и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие достаточного финансирования для приобретения необходимого медицинского оборудования, равно как и направление соответствующих заявок о выделении денежных средств либо централизованных поставках медицинского оборудования, не является основанием для освобождения лицензиата от обязанности по соблюдению лицензионных требований, и вопреки доводам жалобы, не свидетельствует о необоснованном привлечении Учреждения к административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие в выданной учреждению лицензии указания на оказание специализированной медицинской помощи по профилям «Инфекционные заболевания», «Пульмонология» не исключает обязанность лицензиата соблюдать порядки оказания медицинской помощи по профилям «терапия» и «пульмонология», в том числе при оказании первичной медико - санитарной помощи.
Довод заявителя об отсутствии нарушения лицензионных требований со ссылкой на пункт 9 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285, в соответствии с которым в случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана, не может быть принят во внимание, поскольку из обстоятельств дела не следует, что по указанным в материалах проверки случаям оказания медицинской помощи с нарушением лицензионных требований лица перечисленной категории направлялись в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации для получения надлежащей медицинской помощи.
Довод заявителя о том, что допущенное нарушение лицензионных требований не является грубым, о наличии оснований для квалификации совершенного правонарушения по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ, является несостоятельным, подлежит отклонению.
Нарушение Учреждением лицензионных требований, предусмотренных подпунктом 5 пункта 5, подпунктами «а», «б» пункта 6 Положения от 1 июня 2021 года № 852 при осуществлении медицинской деятельности и оказании медицинской помощи в учреждениях уголовно - исполнительной системы лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, в силу чего в соответствии с пунктом 10 статьи 19.2 Федерального закона № 99-ФЗ и части 2 пункта 7 означенного Положения является грубым.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы аналогичны доводам жалобы на постановление судьи районного суда, рассмотренной судьей Верховного Суда Чувашской Республики. Эти доводы не нашли своего подтверждения с указанием в состоявшемся судебном акте соответствующих мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Административное наказание назначено учреждению с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ниже низшего предела минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых судебных актов не является.
Право учреждения на защиту при производстве по делу не нарушено.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 апреля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 26 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 21 Федеральной службы исполнения наказаний», оставить без изменения, жалобу врио начальника Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть № 21 Федеральной службы исполнения наказаний Афанасьевой О.А. - без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова