Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-4270/2024 от 07.06.2024

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

43RS0026-01-2023-000532-42

№ 16-4270/2024

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 июля 2024 года                              город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу начальника Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 1 Управления федеральной службы исполнения наказания по Кировской области Половникова И.В. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области № 477(43/4-58-23-ППР/12-2668-И/2020-1) от 24 марта 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 8 сентября 2023 года, решение судьи Кировского областного суда от 1 ноября 2023 года, вынесенные в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области № 477(43/4-58-23-ППР/12-2668-И/2020-1) от 24 марта 2023 года, Федеральное казенное учреждение исправительная колония № 1 Управления федеральной службы исполнения наказания по Кировской области (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 55000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 8 сентября 2023 года, постановление должностного лица от 24 марта 2023 года изменено в части размера административного штрафа, снижен размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 50000 рублей.

Решением судьи Кировского областного суда от 1 ноября 2023 года, постановление должностного лица от 24 марта 2023 года и решение судьи районного суда от 8 сентября 2023 года изменено, исключено из объёма предъявленных нарушений вывод о необеспечении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области средствами индивидуальной защиты ФИО5

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области Половников И.В. просит обжалуемые акты отменить.

Кроме того, заявлено ходатайство об участии в судебном заседании посредством видео-конференц-связи, которое следует оставить без рассмотрения, поскольку на основании абзаца 5 пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» рассмотрение жалобы проводится без судебного заседания, в этой связи участники производства по делу об административном правонарушении в Шестой кассационный суд общей юрисдикции не вызываются.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 указанной статьи и частью 3 статьи 11.23 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации к обязанностям работодателя отнесены, помимо прочих, обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда; разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны груда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» - здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.

Как следует из материалов дела, что 3 февраля 2023 года Камской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, совместно с Государственной инспекцией труда по Кировской области, проведена проверка ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области, расположенного по адресу: <адрес>, по вопросам соблюдения требований Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) об охране труда, в ходе которой выявлены следующие нарушения:

в нарушение требований статьи 214 ТК РФ и пункта 117 Правил по охране труда при проведении работ в легкой промышленности, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 ноября 2020 года № 780н, а также пункта 27 Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 ноября 2020 года № 833н, в швейном цехе исправительного учреждения на швейных машинах № 15 (инв. № 14292680300299), № 32 (инв. № 330289424000048) на момент проверки 2 февраля 2023 года кожухи ременной передачи находились в неисправном состоянии;

в нарушение требований статьи 221 ТК РФ, пункта 14 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 года № 290н, пункта 21 Приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 года № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» в личных карточках учёта выдачи СИЗ на подсобных рабочих швейного цеха № 1 отсутствуют сведения о выдаче перчаток с полимерным покрытием следующим осужденным: ФИО7, ФИО8 Аналогичные нарушения выявлены в отношении подсобных рабочих швейного цеха № 2: ФИО9, ФИО10, ФИО11 Кроме того, в карточках учета выдачи СИЗ в отношении остальных подсобных рабочих швейных цехов № 1 и № 2 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области отсутствуют отметки о получении перчаток с полимерным покрытием;

в нарушение требований пункта 26 Межотраслевых правил обеспечения рабочих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 290н, в производственном помещении котельной ФКУ ИК-I УФСИН России по Кировской области работники не применяют средства индивидуальной защиты, а именно: осужденные ФИО12 и ФИО13 на момент проверки выполняли трудовую функцию по обеспечению надлежащей работы котла и вспомогательного оборудования без применения очков защитных (щитка защитного лицевого), каски защитной, средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего, костюма для защиты от повышенных температур;

в нарушение статьи 214 ТК РФ, подпункта 10 пункта 105 Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных приказом Минтруда России от 28 октября 2020 года № 753н, и пункта 173 Правил по охране труда при проведении работ в легкой промышленности, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 ноября 2020 года № 780н, на складе швейного цеха № 1 укладка кип сырья производится навалом, хранение тканей осуществляется на полу, при этом не обеспечивается невозможность их падения, опрокидывания, разваливания, тара для отходов производства, расположенная в цехе № 3, не имеет маркировки;

в нарушение статей 214 ТК РФ, пункта 27 Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования, утвержденных приказом Минтруда России от 27 ноября 2020 года № 833н, подпунктов 1, 94, 98 пункта 5 Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных приказом Минтруда России от 18 ноября 2020 года № 814н, натяжитель цепи ковшового цепного конвейера, расположенный у здания котельной, не имеет ограждения, также ковшовый конвейер, эксплуатируемый для транспортировки опила, расположенный у здания котельной, не имеет ограждения в зоне загрузки/разгрузки опила. Кроме того, ограждения указанного конвейера установлены частично, не ограждены по всей длине конвейера. Конвейер подачи бревен на участке разделки и погрузки не оборудован переходными мостиками, натяжитель цепи цепного конвейера, расположенный в цехе № 3, не оборудован ограждением;

в нарушение пункта 141 Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных приказом Минтруда России от 18 ноября 2020 года № 814н, конвейер, расположенный у здания котельной, не оснащен выключающими устройствами для остановки конвейера в аварийных ситуациях в любом месте, а также светозвуковой сигнализацией;

в нарушение требований пункта 180 Правил № 814н, цепной конвейер для транспортировки бревен на участке погрузки-разгрузки не оборудован перильными ограждениями;

в нарушение статьи 214 ТК РФ и статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», у входа перед зданием котельной имеется перепад уровня высот, что не исключает угрозы падения работников;

в нарушение требований статьи 214 ТК РФ и пункта 16 приложения к приказу Минтруда России от 11 декабря 2020 года № 884н «Об утверждении Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ», стационарный сварочный пост, расположенный в здании котельной, не оснащен подставками (подвесками), уменьшающими статическую нагрузку на руки сварщиков;

в нарушение статьи 214 ТК РФ и пункта 18 Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденных приказом Минтруда России от 27 ноября 2020 года № 835н, на стационарном сварочном посту в помещении котельной, в помещении электроцеха и слесарной мастерской данного цеха накладки тисков имеют выбоины, трещины;

в нарушение статьи 214 ТК РФ, пунктов 5 и 27 Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования, утвержденных приказом Минтруда России от 27 ноября 2020 гада № 833н, а также руководства по эксплуатации рамы лесопильной вертикальной одноэтажной модели Р63-4Б, работодателем не обеспечивается эксплуатация в цехе № 3 рамы лесопильной вертикальной одноэтажной модели Р63-4Б в соответствии с требованиями Правил и технической документации организации-изготовителя: отсутствует ограждение цепной передачи и звездочек, что при работе не исключает получение травм работниками;

в нарушение требований статьи 221 ТК РФ, пункта 14 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 года № 290н, пункта 17 приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 года № 997н, в личной карточке учёта выдачи СИЗ на электросварщика ФИО14 отсутствуют сведения о выдаче работнику средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего, а также очков защитных, перчаток с полимерным покрытием или перчаток с точечным покрытием, перчаток для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла, щитка защитного термостойкого со светофильтром или очков защитных термостойких со светофильтром;

В нарушение статьи 214 ТК РФ, пунктов 12, 13 Правил по охране труда при погрузо-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных приказом Минтруда России от 28 октября 2020 года № 753н, в помещении склада на подвесном грузоподъёмном устройстве (электротельфер, инвентарный № 401) у СГП деформированы коуши; имеются значительные повреждения на канатных грузозахватных приспособлениях.

По результатам проверки помощником Камского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО15 составлена справка от 7 февраля 2023 года.

По результатам выявленных нарушений в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области, главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО16 составлена справка от 9 февраля 2023 года № 42/10-367-23-И.

2 марта 2023 года Камским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО17 по результатам рассмотрения материалов проверки соблюдения трудового законодательства вынесено постановление о возбуждении в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принято решение о направлении постановления вместе с материалом проверки в Государственную инспекцию труда в Кировской области для рассмотрения по существу.

24 марта 2023 года государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО16 вынесено постановление № 477(43/4-58-23-ППР/12-2668-И/2020-1) о назначении административного наказания, которым ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию.

Факт нарушения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области требований трудового законодательства подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым должностным лицом и судебными инстанциями дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области к административной ответственности соблюден.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод жалобы о нахождении части оборудования в нерабочем состоянии, как обстоятельства, освобождающего учреждение от соблюдения мер безопасности путем установки ограждений, табличек и принятии мер к недопущению произвольного включения, был предметом проверки предыдущих судебных инстанций и обоснованно отклонен по основаниям, изложенным в указанных судебных актах.

Довод жалобы о том, что содеянное должно быть квалифицировано как малозначительное, подлежит отклонению.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае (доказательства наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности юридическим лицом в материалах дела отсутствуют).

Основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области от административной ответственности отсутствуют.

Право ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области на защиту при производстве по делу не нарушено.

Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание назначено ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.4 и 4.1.1 настоящего Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области № 477(43/4-58-23-ППР/12-2668-И/2020-1) от 24 марта 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 8 сентября 2023 года, решение судьи Кировского областного суда от 1 ноября 2023 года, вынесенные в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 1 Управления федеральной службы исполнения наказания по Кировской области Половникова И.В. – без удовлетворения.

Судья                         В.Е. Кувшинов

16-4270/2024

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Ответчики
ФКУ ИК-1 УФСИН РОССИИ ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции (Самарская область)
Статьи

ст.5.27.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее