УИД 16MS0077-01-2022-002013-31
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1434/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 апреля 2023 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Цыганова Сергея Юрьевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 21 по судебному району г. Набережные Челны Республики Татарстан от 14 июля 2022 года и решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 6 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 21 по судебному району г. Набережные Челны Республики Татарстан от 14 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 6 сентября 2022 года, Цыганов Сергей Юрьевич (далее – Цыганов С.Ю.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с конфискацией оружия марки <данные изъяты> – 1 единица.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Цыганов С.Ю. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные изготовление, приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка, транспортирование, ношение или использование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо административное приостановление их деятельности на срок до шестидесяти суток.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ "Об оружии" (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент выявления административного правонарушения, далее - Федеральный закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года №814.
В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814", не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
По истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Данная правовая позиция сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 19 ноября 2015 года № 2557-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина З. на нарушение его конституционных прав положением части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и содержится в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2016 года №41-АД16-17, от 3 июля 2019 года № 82-АД19-3.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 16 июня 2022 года начальником отдела лицензионно-разрешительной работы по г.Набережные Челны Управления Росгвардии по Республике Татарстан выявлен факт незаконного хранения Цыгановым С.Ю. в период времени с 00 часов 1 минуты 2 июня 2022 года по 9 часов 30 минут 16 июня 2022 года по месту своего жительства: <адрес>, огнестрельного оружия марки ИЖ<данные изъяты>, разрешение на хранение и ношение серии РОХа № выдано 2 июня 2017 года, срок действия до 2 июня 2022 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 2,3); рапортом старшего инспектора ОЛРР (л.д. 4); разрешением на хранение и ношение серии РОХа № (л.д.8) и иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, свидетельствующих о принятии привлекаемым к административной ответственности лицом необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение нарушения действующего законодательства, судами не установлено и в материалах дела не имеется.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Цыганова С.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы Цыганова С.Ю. получили надлежащую правовую оценку в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении, отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Деяние Цыганова С.Ю. квалифицировано по статье 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 28 июня 2021 года № 232-ФЗ) в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства об оружии.
Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 232-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 9 июля 2021 г., статья 20.10 названного Кодекса изложена в новой редакции, в которой указанной нормой установлена административная ответственность, в том числе за незаконное хранение оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, указанная статья действовала в редакции Федерального закона от 28 июня 2021 года № 232-ФЗ.
Судебными инстанциями обоснованно указано, что оснований для признания добровольной сдачи оружия не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Цыганову С.Ю. в пределах санкции статьи 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного Цыганову С.Ю. дополнительного наказания.
Цыганову С.Ю. назначено наказание в виде штрафа с конфискацией огнестрельного оружия марки <данные изъяты>.
Санкцией статьи 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой.
Поскольку конфискация оружия предусмотрена в статье 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве дополнительного наказания, не являющегося обязательным, судья в случае назначения дополнительного наказания должен мотивировать в постановлении свои выводы.
В постановлении мирового судьи от 14 июля 2022 года мотивы назначения дополнительного наказания Цыганову С.Ю. в виде конфискации огнестрельного оружия и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не приведены.
При таких обстоятельствах, необходимость применения к Цыганову С.Ю. дополнительного наказания в виде конфискации огнестрельного оружия марки <данные изъяты>, с учетом того, что Цыганов С.Ю. впервые совершил административное правонарушение, отсутствия в материалах дела сведений о наличии каких-либо иных нарушений правил хранения оружия, а также конкретных обстоятельств настоящего дела, не может быть признана обоснованной.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление мирового судьи судебного участка № 21 по судебному району г. Набережные Челны Республики Татарстан от 14 июля 2022 года и решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 6 сентября 2022 года, вынесенные в отношении Цыганова С.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение Цыганову С.Ю. дополнительного административного наказания в виде конфискации огнестрельного оружия марки <данные изъяты>.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 21 по судебному району г. Набережные Челны Республики Татарстан от 14 июля 2022 года и решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 6 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Цыганова Сергея Юрьевича, изменить, исключить назначение дополнительного административного наказания в виде конфискации огнестрельного оружия марки <данные изъяты>.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья С.И. Шкуров