Дело №2-1385/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Петроградский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Пешниной Ю.В.,
при секретаре Кравченко Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петроградского района Санкт-Петербурга, действующего в защите неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Арго» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петроградского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО «Арго», в котором просил обязать ответчика в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1 (<адрес>, ККК 2Б) и на выпуске 2 (<адрес>, ККК 17А) до достижения нормативов водоотведения, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 8 ноября 2012 года № 148, взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб.
В заседание суда явился прокурор, исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика явился, по праву заявленные требования не оспаривал, указывал на то, что требуемый истцом срок для устранения выявленных нарушений является недостаточным, с учетом времени необходимого для проведения всех мероприятия по устранению нарушений.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица ГУП «Водоканал Санкт-Петербург», о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 3 Закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права
человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 22 Закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Порядок водопотребления и водоотведения установлен в Санкт- Петербурге Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167.
Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской федерации нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации, технической и технологической возможностью очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защитой сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
На основании п. 64 указанных Правил, абонент должен обеспечивать лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в системы канализации сточных вод.
В соответствии с п. 111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
В соответствии с п. 112 указанных Правил запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности водоотведения: повреждение объектов централизованных систем
водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин: разрушающее коррозионное, абразивное или механическое воздействие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование; образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке; нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для стока воды; создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.
Согласно п. 114 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, и абонент вправе заключить договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений, определенным в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений, при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при сбросе сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 13 настоящих Правил, уплачиваемой абонентом в указанном случае, определяется соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что по условиям договора, заключенного 6 ноября 2012 года между ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и ответчиком, последний обязался соблюдать условия и режимы водоотведения, приема (сброса) сточных вод, лимиты водоотведения, нормативы водоотведения, установленные Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт- Петербурга, иными нормативными правовыми актами; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и за соблюдением лимитов водоотведения, нормативов водоотведения по качеству сточных вод; не допускать сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу Правилами, действующим законодательством и иными нормативными актами; не допускать увеличения количества и концентрации загрязняющих веществ в отводимых сточных водах сверх установленных нормативов водоотведения.
Прокуратурой петроградского района во исполнение поручения прокуратуры Санкт-Петербурга по информации ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга» была проведена проверка соблюдения ООО «Арго» природоохранного и водного законодательства.
В ходе проверки было установлено, что ответчик допускает сброс сточных вод в систему канализации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» с превышением предельно допустимых концентраций химических веществ.
Согласно уведомлению № от 15 августа 2018 года (отбор проб 30 июля 2018 года) по результатам анализа проб сточных вод было зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в системы водоотведения Санкт-Петербурга, заявленных в Декларации о составе и свойствах сточных вод, по нефтепродуктам в 4,65 раза.
В адрес ответчика было вынесено представление от 17 сентября 2018
года.
Согласно уведомлению № (отбор проб 15 октября 2018 года) на выпуске 1 (<адрес>, ККК 2Б) зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в системы водоотведения Санкт-Петербурга, заявленных в Декларации о составе и свойствах сточных вод: железо общее - 2,04, цинк - 1,97; на выпуске 2 (<адрес>, ККК 17А) зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в системы водоотведения Санкт-Петербурга, заявленных в Декларации о составе и свойствах сточных вод: алюминий - 6,64, железо общее - 5, нефтепродукты - 3,72, цинк - 1,64.
По результатам рассмотрения представления прокуратуры ответчик согласился с выявленными нарушениями и предпринял меры по их устранению.
Так, 10 сентября 2018 года между ответчиком и ЗАО «проектное агентство» был заключен договор на выполнение проектно-изыскательных работ и согласование рабочего проекта наружных сетей водопровода и канализации с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», однако 14 февраля 2019 года ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» отклонил проект с перечнем замечаний, откорректированный проект направлен 5 марта 2019 года. Рабочая документация в части планово-высотного положения внутриплощадочных сетей водопровода согласована, что подтверждается письмом ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» от 15 марта 2019 года.
В настоящее время ответчиком совершаются действия по выбору подрядной организации, которая будет осуществлять строительномонтажные работы, предусмотренные проектной документацией, что подтверждается предложением от 27 марта 2019 года.
Учитывая, что представленными в дело доказательствами, подтверждено, что ответчик допустил сброс сточных вод с превышением установленных нормативов по качеству сточных вод по веществам, а также то обстоятельство, что факт нарушения требований природоохранного законодательства, ответчик в ходе судебного разбирательства не оспаривал, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований в части обязания ответчика провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1 (<адрес>, ККК 2Б) и на выпуске 2 (<адрес>, ККК 17А).
В соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
С учетом времени необходимого для осуществления действий по устранению допущенных нарушений, суд полагает, что 120-дневный срок является не разумным, в связи с чем, считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение 190-дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст. ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Петроградского района Санкт- Петербурга, действующего в защите неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Арго» об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Арго» в 190- дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1 (<адрес>, ККК 2Б) и на выпуске 2 (<адрес>, ККК 17А) до достижения нормативов водоотведения, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт- Петербурга от 8 ноября 2012 года № 148.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Арго» в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Мотивированное решение составлено 12 апреля 2019 года.