ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2771/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 20 мая 2024 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу директора ООО «Союз» Мезенцевой А.Д. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Новосибирского судебного района г. Новосибирской области от 18 января 2024 г. (резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2024 г.) и решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 06 марта 2024 г., вынесенные в отношении ООО «Союз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 6.16 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Новосибирского судебного района г. Новосибирской области от 18 января 2024 г., оставленным без изменения решением судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 06 марта 2024 г., ООО «Союз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 6.16 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе директор ООО «Союз» Мезенцева А.Д. просит судебные акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить, либо заменить назначенное Обществу наказание на предупреждение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 6.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде.
Согласно пункту 12 статьи 30 Федерального закона от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» к мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, относятся: установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами; установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.
В силу пункта 2 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 28 октября 2021 г. № 1846, при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров, подлежат занесению в специальный журнал регистрации операций. Журнал регистрации ведется на бумажном носителе или в электронной форме.
Регистрация операций ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала регистрации или в отдельном журнале регистрации (пункт 3 Правил).
Пунктом 4 указанных Правил определено, что журналы регистрации на бумажном носителе должны быть сброшюрованы, пронумерованы, заверены подписью руководителя юридического лица или уполномоченного им должностного лица, индивидуального предпринимателя и скреплены печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии печати).
Записи в журналах регистрации производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, в хронологическом порядке не реже одного раза в течение дня совершения операций (по каждому наименованию прекурсора) на основании документов, подтверждающих совершение этих операций. Документы, подтверждающие совершение операции, или их копии, заверенные в установленном порядке, копия документа, удостоверяющего личность (в случае реализации физическому лицу прекурсоров, внесенных в таблицу II списка IV перечня), подшиваются в отдельную папку, которая хранится в металлическом шкафу (сейфе), ключи от которого находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации (пункт 6 Правил).
Положение пункта 6 настоящих Правил не распространяется на случаи регистрации операций по отпуску, реализации, приобретению или использованию диэтилового эфира (этилового эфира, серного эфира) в концентрации 45 процентов или более или перманганата калия в концентрации 45 процентов или более массой, не превышающей 10 килограммов, ацетона (2-пропанона) в концентрации 60 процентов или более, метилэтилкетона (2-бутанона) в концентрации 80 процентов или более, толуола в концентрации 70 процентов или более, серной кислоты в концентрации 45 процентов или более, соляной кислоты в концентрации 15 процентов или более, уксусной кислоты в концентрации 80 процентов или более, метилакрилата в концентрации 15 процентов или более или метилметакрилата в концентрации 15 процентов или более массой, не превышающей 100 килограммов, а также смесей, содержащих только указанные вещества. При этом запись в журнале регистрации о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных или использованных указанных веществ производится ежемесячно, и документального подтверждения совершения каждой операции не требуется (пункт 7 Правил).
Согласно протоколу об административном правонарушении ООО «Союз», осуществляя на складах, расположенных по адресам: Новосибирская область, Новосибирский район, Мичуринский сельсовет, <адрес>, оборот прекурсора <данные изъяты> или более, включенного в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, допустило следующее:
- в нарушение подпункта 3 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» не определен круг лиц, имеющих доступ к прекурсору, отсутствует приказ о лицах, ответственных за хранение, выдачу (отпуск), использование и списание прекурсора;
- в нарушение пунктов 2, 3 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 28 октября 2021 г. № 1846, и Приложения к ним, журнал регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ по Метилэтилкетону (2-бутанон) в концентрации 80% или более за 2023 г. не соответствует установленной форме (используется форма журнала, которая с 01 марта 2022 г. отменена постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. № 809);
- в нарушение пунктов 2, 3 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 28 октября 2021 г. № 1846, на складе и лаборатории по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Мичуринский сельсовет, <адрес> журналы учета <данные изъяты> или более отсутствуют;
- нарушение пунктов 4, 6, 7 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 28 октября 2021 г. № 1846, журнал учета <данные изъяты> или более за 2022 г. заверен не уполномоченным лицом;
- суммарный расход и приход складывается из расчета содержания <данные изъяты> или более в каждом виде товара без разделения на фактическое содержание <данные изъяты> или более (например, растворитель 16-8596 содержит 0,75 кг прекурсора, растворитель V705А-D в упаковке 750 мл содержит 0,6 кг прекурсора и т.д., чернила 201-0001-801 содержат 0,82 кг прекурсора), соответствующая запись вносится в журнал по учету прекурсора за 2023 г., а не на отдельном развороте по каждому наименованию товара (или отдельном томе журнала);
- в журнале отсутствуют записи в графах 5, 6 по приходу и графе 13 по расходу за 2022 и 2023 г.;
- в графе 16 журнала за 2022 и 2023 г.г. указывается расход «всего», сумма расхода не подтверждена;
- в журнале учета <данные изъяты> или более отсутствует информация о единице измерения прекурсора;
- утвержденные нормы содержания <данные изъяты> или более в том или ином товаре отсутствуют, что не позволяет вести достоверный учет прекурсора и может способствовать выходу прекурсора в незаконный оборот;
- отсутствует журнал учета прекурсора в лаборатории, где должен учитываться приход и расход прекурсора при его использовании; ведется один журнал, в котором учитываются приходы и расходы исключительно на основании приходных документов поставщиков и документов, подтверждающих реализацию уже готового товара, что не позволяет подтвердить достоверность учета прекурсора, так как при проведении работ в лаборатории возможно использование вещества, которое не учитывается бухгалтерией (например: пробные работы, промывка аппаратуры и др.);
- установлено перемещение товара 18 мая 2022 г. по документу № массой 3574 кг и 14 июня 2022 г. по документу № массой 5123,42 кг без указания места его перемещения; в нарушение пунктов 2, 3 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 28 октября 2021 г. № 1846, журналы по учету <данные изъяты> или более из перемещенного подразделения отсутствуют.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения мировым судьей постановления о привлечении ООО «Союз» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 6.16 КоАП РФ.
Судья районного суда с указанными выводами согласился, однако не учел следующее.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, в соответствии с которой в постановлении по делу об административном правонарушении, в том числе должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, указанные в ст. 26.1 КоАП РФ, и мотивированное решение по делу (часть 2 статьи 30.7 КоАП РФ).
В жалобе, поданной на постановление по делу об административном правонарушении в Новосибирский районный суд Новосибирской области, законным представителем ООО «Союз» были приведены доводы о том, что совершенное правонарушение, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, является малозначительным. Кроме того, в указанной жалобе были приведены также доводы об отсутствии в деянии Общества состава вмененного ему административного правонарушения и о замене наказания в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ на предупреждение (л.д. 171-174).
Между тем, оставляя без изменения постановление по делу об административном правонарушении судья Новосибирского районного суда Новосибирской области пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, однако иные приведенные в жалобе законного представителя юридического лица доводы оставил без внимания, не проверил их и какой-либо оценки им не дал.
Делая вывод о доказанности виновности Общества в совершении вмененного правонарушения, судья районного суда в частности не принял во внимание, что подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», нарушение которого вменено ООО «Союз», не предусмотрена обязанность лиц, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, определять круг лиц, имеющих доступ к прекурсору, издавать приказы о лицах, ответственных за хранение, выдачу (отпуск), использование и списание прекурсора.
Соглашаясь с выводами мирового судьи о нарушении ООО «Союз» правил учета прекурсоров, выразившимся в отсутствии утвержденных норм содержания <данные изъяты> или более, а также в том, что суммарный расход и приход складывается из расчета содержания <данные изъяты> или более в каждом виде товара без разделения на фактическое содержание <данные изъяты> или более, судья районного суда не выяснил какому пункту указанных выше Правил, не соответствует данное деяние.
Принимая во внимание, что возможность обжалования судебного акта и его пересмотр в вышестоящей инстанции является одним из неотъемлемых элементов права на судебную защиту, положения части 2 статьи 30.7 КоАП РФ не позволяют суду игнорировать или произвольно отклонять доводы жалобы, не приводя фактические и правовые мотивы отказа в их удовлетворении, и, следовательно, выносить соответствующее решение без рассмотрения в полном объеме и оценки приводимых доводов, без указания на конкретные основания, по которым те или иные доводы отвергаются либо принимаются во внимание, а также без ссылок на соответствующие нормы материального и процессуального права.
Судья районного суда доводы жалобы фактически не проверил и правовой оценки им не дал; принятое решение в должным образом не мотивировал.
Таким образом, данное дело об административном правонарушении рассмотрено судьей районного суда с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Данное нарушение процессуальных требований названного Кодекса является существенным, поскольку не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда законным признать нельзя, поэтому оно подлежит отмене, а дело возвращению в районный суд на новое рассмотрение, в ходе которого следует устранить допущенное нарушение процессуальных требований и принять обоснованное решение.
Ходатайство законного представителя о рассмотрении жалобы с его участием путем использования систем видеоконференцсвязи, удовлетворению не подлежит, поскольку рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ (пункт 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Жалобу директора ООО «Союз» Мезенцевой А.Д. удовлетворить частично.
Решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 06 марта 2024 г., вынесенное в отношении ООО «Союз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 6.16 КоАП РФ, отменить.
Дело по жалобе на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Новосибирского судебного района г. Новосибирской области от 18 января 2024 г. возвратить в Новосибирский районный суд Новосибирской области на новое рассмотрение.
Судья Д.В. Недорезов