Дело № 2-245/2024 (2-1974/2023;)
УИД 52RS0018-01-2023-001948-67
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2024 года г.Павлово
Павловский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ланской О.А., при секретаре Гуляевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского муниципального округа» к Хасанову Р.М. о взыскании суммы единовременной адресной социальной помощи, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л
Истец Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского муниципального округа» обратилось в Павловский городской суд Нижегородской области с иском к Хасанову Р.М. о взыскании суммы единовременной адресной социальной помощи, судебных расходов. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области за № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан», а также Протоколом за № от ДД.ММ.ГГГГ заседания межведомственной комиссии по вопросам предоставления адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта, между ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» (ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского муниципального округа») и Хасановым Р.М. был заключен социальный контракт за № по условиям которого, ответчику была выплачена единовременная адресная социальная помощь в размере 250000 рублей на приобретение им оборудования для осуществления предпринимательской деятельности в качестве самозанятого по оказанию консалтинговых услуг. Программой адаптации, являющейся неотъемлемой частью социального контракта, ответчику был установлен срок для приобретения оборудования, который составил два месяца с момента получения денежных средств. В соответствии со справкой о выплате от ДД.ММ.ГГГГ и платежными поручениями за №, № от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства были направлены на расчетный счет ответчика ДД.ММ.ГГГГ.
Однако до настоящего времени никаких платежных документов, свидетельствующих о приобретении ответчиком оборудования, в УСЗН Павловского муниципального округа не поступало. На связь ответчик не выходит, отчетов о доходе, получаемом от предпринимательской деятельности в УСЗН муниципального округа не предоставляет. Все это говорит о недобросовестном исполнении ответчиком условий социального контракта. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика посредством почтового отправления было направлено уведомление о расторжении социального контракта и возврате выплаты, однако ответчик до настоящего времени уклоняется от возврата денежных средств.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд взыскать с Хасанова Р.М. денежные средства в размере 250000 рублей, выплаченные в качестве единовременной адресной социальной помощи на основании социального контракта, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 5700 рублей.
Представитель истца ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, согласен на рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства.
Ответчик Хасанов Р.М., извещенный надлежащим образом о настоящем судебном заседании, представителя в суд не направил, а также не представил суду ходатайство или заявление об отложении заседания в виду невозможности явиться в суд, в связи с наличием уважительных причин.
Согласно части 2 ст.35 Гражданского процессуального кодекса РФ, лица, участвующие в деле, несут, процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Участие в судебном заседании – право стороны, реализация которого зависит от их волеизъявления.
Согласно ст.118 Гражданского процессуального кодекса РФ, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Согласно ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Ответчик не известил суд о причинах неявки на судебное заседание, не предоставил суду никаких доказательств уважительности своей неявки, в связи с чем, суд считает неявку ответчика в судебное заседание неуважительной.
В соответствии с ч.1 ст.233 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Поскольку на ответчике лежит процессуальная обязанность, а не право известить суд о причинах своей неявки в судебное заседание и предоставить доказательства уважительности неявки, что ответчиком сделано не было, суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, с согласия истца, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, оценив, согласно ст.67 ГПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.8.1 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи", государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В соответствии со ст.7 вышеназванного Федерального Закона, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.8 вышеназванного Федерального Закона, государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Нижегородской области за № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан» утвержден Порядок оказания адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам в Нижегородской области, в соответствии с.п.п.2,3 которого, адресная государственная социальная поддержка осуществляется в виде социальной помощи:
- денежные выплаты (социальные пособия);
-натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, лекарственные препараты для медицинского применения и другие предметы потребления).
Адресная государственная социальная поддержка предоставляется малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее - семьи), которые оказались в трудной жизненной ситуации и по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленной Правительством Нижегородской области и действующей на дату обращения гражданина за получением адресной государственной социальной поддержки.
В соответствии с п.4 вышеназванного порядка, адресная государственная социальная поддержка, назначается по заявлению на оказание адресной государственной социальной поддержки (далее - заявление), представленному гражданином от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо по заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина (далее - гражданин, заявитель).
Заявление представляется заявителем в государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" по месту жительства или месту пребывания (далее - учреждения социальной защиты) непосредственно или через многофункциональный центр либо направляется по почте или с использованием федеральной государственной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или государственной информационной системы Нижегородской области "Единый Интернет-портал государственных и муниципальных услуг (функций) Нижегородской области".
Заявление подается по форме, утвержденной приказом министерства социальной политики Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении формы заявления на назначение социальных пособий, ежемесячных денежных выплат, субсидий и компенсаций, формы журнала регистрации консультаций и устных обращений и формы журнала регистрации заявлений" (далее - приказ Министерства №).
Гражданин, обратившийся за назначением адресной государственной социальной поддержки, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении.
В соответствии с п.20 вышеназванного Порядка, решение о назначении либо об отказе в назначении адресной государственной социальной поддержки принимается Комиссией на основании заявления с прилагаемыми к нему документами (сведениями), указанными в подпункте 4.1 пункта 4 настоящего Порядка, и акта материально-бытового обследования семьи (одиноко проживающего гражданина).
Комиссия создается на основании приказа учреждения социальной защиты.
Комиссия рассматривает заявление с прилагаемыми к нему документами (сведениями), указанными в подпункте 4.1 пункта 4 настоящего Порядка, и по результатам рассмотрения принимает одно из следующих решений:
-принимает решение о назначении адресной государственной социальной поддержки;
-принимает решение об отказе в назначении адресной государственной социальной поддержки в случае наличия оснований, указанных в пункте 20 настоящего Порядка;
-принимает решение о необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) при представлении заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина).
Решение Комиссии оформляется протоколом.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Хасанов Р.М. обратился в ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д.17).
Данное заявление было рассмотрено на заседании межведомственной комиссии по вопросам предоставления адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта ДД.ММ.ГГГГ, по итогам которого, было принято решение о предоставлении Хасанову Р.М. адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом № заседания межведомственной комиссии по вопросам предоставления адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-21).
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области за № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан», а также Протоколом за № от ДД.ММ.ГГГГ заседания межведомственной комиссии по вопросам предоставления адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта, между ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» и Хасановым Р.М. был заключен социальный контракт за № (л.д.9-10) по условиям которого, ответчику была выплачена единовременная адресная социальная помощь в размере 250000 рублей на приобретение им оборудования для осуществления предпринимательской деятельности в качестве самозанятого по оказанию консалтинговых услуг.
Программой адаптации, являющейся неотъемлемой частью социального контракта, ответчику был установлен срок для приобретения оборудования, который составил два месяца с момента получения денежных средств (л.д.11-12).
В соответствии со справкой о выплате от ДД.ММ.ГГГГ и платежными поручениями за №, № от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства были направлены на расчетный счет ответчика ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15).
Указанные обстоятельства ответчиком в рамках судебного разбирательства не оспаривались, доказательств обратного суду не предоставлено.
В соответствии с положениями ст., ст.309,310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с п.п.3.2 социального контракта за № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноким гражданам, заключенного между ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» и Хасановым Р.М., заявитель обязан встать на учет в налоговом органе Нижегородской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материальные производственные запасы, необходимые для осуществления самозанятости и представить в УСЗН подтверждающие документы; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения самозанятости (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе); ежемесячно предоставлять в УСЗН документы, подтверждающие факт выполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации; уведомить УСЗН в течении трех рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, самозанятости в период действия социального контракта; предоставлять по запросу УСЗН информацию об условиях жизни гражданина (семьи гражданина), в том числе, об осуществлении гражданином предпринимательской деятельности, самозанятости в течении 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.
В соответствии с п.4.1 социального контракта за № от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель несет ответственность в виде возмещения неправомерно полученных денежных средств в случае: нарушения гражданином условий социального контракта; невыполнения получателями мероприятий социальной адаптации; установления факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений; нецелевого использования гражданином денежных средств при выполнении обязательств в рамках социального контракта.
В соответствии с положениями п.п.27,29 Порядка оказания адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам в Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области за № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан», основаниями для досрочного расторжения социального контракта являются: нарушение гражданином условий социального контракта; неисполнения (несвоевременного исполнения) получателями мероприятий программы социальной адаптации.
В случае наличия оснований, установленных настоящим Порядком, денежные средства, полученные заявителем неправомерно, возмещаются добровольно на лицевой счет УСЗН, а в случае отказа от возмещения - взыскиваются с заявителя в судебном порядке.
Судом установлено, что в нарушение вышеприведенных положений закона, а также в нарушение положений социального контракта за № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноким гражданам, Хасанов Р.М. до настоящего времени никаких платежных документов, свидетельствующих о приобретении им оборудования, в УСЗН Павловского муниципального округа не предоставил. На связь ответчик не выходит, отчетов о доходе, получаемом от предпринимательской деятельности в УСЗН Павловского муниципального округа не предоставляет.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было направлено уведомление о расторжении социального контракта и возврате выплаты (л.д.16). Однако денежные средства по настоящее время в бюджет не возвращены.
Указанные обстоятельства ответчиком Хасановым Р.М. в рамках судебного разбирательства не опровергнуты, доказательств обратного суду не предоставлено.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь приведенными положениями закона, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского муниципального округа» к Хасанову Р.М. о взыскании суммы единовременной адресной социальной помощи.
В соответствии с п.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Как следует из материалов дела, при подаче искового заявления истцом была оплачена государственная пошлина в размере 5700 рублей, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
С учетом изложенного, с Хасанова Р.М. в пользу ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского муниципального округа» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 5700 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 250000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5700 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.02.2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░