мировой судья Никитина Н.С. Дело № 12-614/2023
дело 5-47/2023 25MS0002-01-2023-005704-36
РЕШЕНИЕ
город Владивосток 11 июля 2023 года
Судья Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края Елькина А.В., рассмотрев протест заместителя прокурора города Находки на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края от 13 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «ТехПромАтлант» Воронова Н. В.,
установила:
постановлением исполняющего обязанности прокурора города Находки Сураева С.В. от 1 ноября 2022 года в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «ТехПромАтлант» (далее - ООО «ТехПромАтлант») Воронова Н.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края от 13 марта 2023 года производство по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «ТехПромАтлант» Воронова Н.В. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, заместитель прокурора города Находки Сураевым С.В. подал протест, в котором просит отменить постановление, возвратить дело на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что копия постановления мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края от 13 марта 2023 года направлена прокурору города Находки 23 марта 2023 года, сведения о дате получения постановления прокурором отсутствуют, протест подан 6 апреля 2023 года. При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что протест заместителя прокурора города Находки подан в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района города Владивостока Елагин Р.А. настаивал на удовлетворении протеста.
Защитник Воронова Н.В. - Агапова О.А. полагала вынесенное мировым судьей постановление о прекращении производства по делу законным и обоснованным, представила письменные возражения.
Изучив доводы протеста, материалы дела, выслушав прокурора, защитника Агапову О.А., прихожу к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, в рамках Национального проекта «Демография» 2 августа 2021 года между краевым государственным казенным учреждением «Управление капитального строительства Приморского края» (далее - КГКУ «УКС ПК») и ООО «ТехПромАтлант» заключен государственный контракт № 21/П-07-2021-ГК (далее - Контракт) на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство ледового катка в г. Находка, софинансируемого за счет средств федерального бюджета» (далее - Объект), цена контракта - 328 776 732 рублей.
Согласно пункту 3.1 Контракта срок выполнения работ определен с даты заключения контракта по 30 сентября 2022 года (включительно).
Работы по контракту выполняются подрядчиком в соответствии с графиком выполнения работ, которым устанавливаются общие сроки выполнения работ и который является неотъемлемой частью Контракта (Приложение № 3, пункт 3.2 Контракта).
В ходе проверки, проведенной прокуратурой города Находки на основании решения заместителя прокурора города Находки от 25 октября 2022 года в целях оценки исполнения требований закона при выполнении работ в рамках государственного контракта, заключенного в целях реализации Национального проекта «Демография», с 25 октября 2022 года по 20 ноября 2022 года, установлено, что график производства работ не соблюдается, в связи с чем заказчиком в адрес ООО «ТехПромАтлант» направлялись требования об уплате неустойки за неисполнение условий Контракта. По состоянию на дату окончания контракта (1 октября 2022 года) работы, предусмотренные контрактом, не исполнены, что повлекло причинение существенного вреда охраняемым законам интересам общества и государства, ставит под угрозу реализацию Национального проекта «Демография», одной из главных целей которого является увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения исполняющим обязанности прокурора города Находки в отношении директора ООО «ТехПромАтлант» Воронова Н.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.
Согласно части 1 статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлено, что между КГКУ «УКС ПК» и ООО «ТехПромАтлант» заключены дополнительное соглашение от 31 октября 2022 года к Контракту, в соответствии с которым срок выполнения работ продлен до 20 ноября 2022 года включительно, что не было учтено прокурором при возбуждении дела об административном правонарушении, а также дополнительное соглашение от 23 декабря 2022 года, согласно которому срок выполнения работ продлен до 1 июля 2023 года.
Кроме того, в постановлении указано, что в материалы дела не предоставлено сведений, позволяющих оценить существенность вреда, причиненного охраняемым законом интересам общества и государства.
Таким образом, мировой судья пришел к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) директора ООО «ТехПромАтлант» Воронова Н.В. состава административного правонарушения.
Вместе с тем данные выводы сделаны без учета следующих обстоятельств.
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской федерации от 18 марта 2021 года № 7-П по делу о проверке конституционности части 7 статьи 7.32 КоАП РФ, содержание части 7 статьи 7.32 КоАП РФ свидетельствует о том, что объективная сторона предусмотренного ею правонарушения характеризуется действием (бездействием), повлекшим неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности; субъектами этого правонарушения являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Рассматриваемая норма закрепляет административную ответственность не за неисполнение государственного или муниципального контракта, как оно понимается гражданским законодательством (и влечет гражданско-правовую ответственность), а за такие действия (бездействие) названных субъектов, которые повлекли неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, т.е. когда контракт не был исполнен в соответствии с его условиями и это причинило существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства. Под такими действиями (бездействием) следует понимать не только неисполнение государственного или муниципального контракта (в собственном (прямом) смысле), но и нарушение сроков его исполнения, когда результат поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренный контрактом, не был своевременно получен. Состав данного правонарушения является материальным и требует в каждом случае устанавливать наличие реального вреда интересам общества и государства и его существенность, а также причинно-следственную связь между конкретными действиями (бездействием) и наступлением существенного вреда.
Национальным проектом «Демография», в состав которого входит Федеральный проект «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва», предусмотрены такие цели и целевые показатели, на достижение которых влияет национальный проект как: сохранение населения, здоровье и благополучие людей, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации, увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов.
К показателям национального проекта, на достижение которых направлен Федеральный проект «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва», отнесены: создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом (новая модель спорта), доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности.
Контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство ледового катка в г. Находка, софинансируемого за счет средств федерального бюджета» заключен между КГКУ «УКС ПК» и ООО «ТехПромАтлант» в рамках реализации Национального проекта «Демография».
Из представленных в материалы дела документов следует, что со стороны заказчика 1 сентября 2021 года произведено авансирование работ в сумме 98 633019,60 рублей (30 %), 29 июня 2022 года в размере 92057484,96 рублей (28 %), 26 июля 2022 года в размере 39453207,84 рублей (12 %), в период с 23 ноября 2021 года 11 апреля 2022 года произведена оплата выполненных строительных работ на общую сумму 13748145,82 рублей.
По состоянию на 9 сентября 2022 года по Контракту выполнены и приняты работы на сумму 26 244 701,03 рублей.
26 января 2022 года, 12 августа 2022 года, 7 октября 2022 года,18 ноября 2022 года КГКУ «УКС ПК» в адрес ООО «ТехПромАтлант» направлялись требования об уплате пени за нарушение сроков выполнения работ, 17 октября 2022 года КГКУ «УКС ПК» направило ООО «ТехПромАтлант» решение № 11-03-09/1679 об одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта.
26 октября 2022 года ООО «ТехПромАтлант» было уведомлено заказчиком об увеличении сроков строительства на 14 дней, а также извещено об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта по итогам рассмотрения письма ООО «ТехПромАтлант» от 19 октября 2022 года. 31 октября 2022 года между КГКУ «УКС ПК» и ООО «ТехПромАтлант» заключено дополнительное соглашение № 4, согласно которому срок выполнения работ (указанный в пункте 3.1), срок строительства (указанный в пункте 7 Приложения № 1) по Контракту продлен до 20 ноября 2022 года (включительно). Пункт 13.1 Контракта изложен в следующей редакции: «13.1 Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до 31.12.2022, а в части расчетов до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту».
23 декабря 2022 года между сторонами Контракта заключено дополнительное соглашение № 7 о внесении изменений в пункты 5.9, 13.1 Контракта, срок действия Контракта установлен по 01.07.2023, изменен График оплаты выполненных работ. Указанным дополнительным соглашением изменение срока выполнения работ не производилось.
Вместе с тем факт заключения дополнительных соглашений о внесении изменений в существенные условия Контракта и изменение срока выполнения работ по Контракту с 30 сентября 2022 года до 20 ноября 2022 года не свидетельствуют об отсутствии объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ, выразившейся в нарушении срока исполнения Контракта, повлекшего существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства.
В соответствии с частью части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ) по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 года № 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия» (далее - Постановление от 16 апреля 2022 года № 680) установлено, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 - 2023 годах допускаются следующие изменения существенных условий контракта: изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ранее изменялся.
Таким образом основанием для изменения (продления) сроков выполнения контракта могут служить обстоятельства, которые не зависят от воли сторон и влекут невозможность его исполнения в установленные сроки.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей оценка представленным документам об изменении срока выполнения работ по Контракту с учетом приведенных положений законодательства не дана, выводов о наличии объективных данных, безусловно указывающих на то, что неисполнение условий Контракта допущено по независящим от ООО «ТехПромАтлант» и его должностного лица Воронова Н.В. обстоятельствам, вследствие которых очевидна невозможность исполнения Контракта в установленный срок, в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении не приведено.
Продление срока Контракта и срока выполнения работ по Контракту со ссылкой на Постановление от 16 апреля 2022 года № 680 само по себе не свидетельствует о том, что имели место независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
По делу не установлено, принималось ли соответствующее решение Правительством Приморского края, как того требуют положения части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
Кроме того, содержащиеся в постановлении по делу об административном правонарушении выводы об отсутствии в материалах дела сведений, позволяющих оценить существенность причиненного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, не мотивированы.
Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, как правило, выражается в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
Определяющим для квалификации административного правонарушения по части 7 статьи 7.32 КоАП РФ является не только размер ущерба, но и значение последствий для самого потерпевшего, сведения о чем должны содержаться в материалах дела об административном правонарушении, направляемых судье суда общей юрисдикции на рассмотрение (Вопрос № 4 Разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года).
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей не была дана оценка условиям Контракта, не установлено, в развитие какого национального проекта, федеральной программы он был заключен, не учтены цели и целевые показатели национального проекта и федеральной программы, а также степень исполнения Контракта сторонами в части произведенного финансирования строительных работ со стороны заказчика и объема их выполнения подрядчиком.
Соглашаясь при заключении Контракта с установленными в нем условиями, подрядчик обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения Контракта.
Между тем строительно-монтажные работы по Контракту в установленный при заключении Контракта срок - до 30 сентября 2022 года не завершены, что может свидетельствовать, помимо прочего, о нарушении прав неопределенного круга лиц на доступность объектов спорта.
Допущенные мировым судьей процессуальные нарушения являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ, составляет один год и на момент рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не истек, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с направлением дела мировому судье на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края от 13 марта 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «ТехПромАтлант» Воронова Н. В., отменить, дело направить мировому судье судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья А.В. Елькина