ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2903/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 18 мая 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Калинко А.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Бурятия Козловой С.Н. на вступившие в законную силу определение начальника отдела государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 30 июля 2021 г., решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 сентября 2021 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 25 ноября 2021 г., вынесенные в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Улан-Удэ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
установил:
определением начальника отдела надзора и контроля по вопросам охраны труда государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 30 июля 2021 г. в отношении МУП «Водоканал» г. Улан-Удэ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 сентября 2021 г. и решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 25 ноября 2021 г. определение должностного лица оставлено без изменения.
В протесте заместитель прокурора Республики Бурятия Козлова С.Н. просит вынесенные по делу акты отменить, считая их незаконными, дело возвратить на новое рассмотрение.
МУП «Водоканал» г. Улан-Удэ, уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о принесении протеста, в установленный срок возражений не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов протеста позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением ФИО4 о невозврате работодателем денежных средств за прохождение обязательного медицинского осмотра, 5 июля 2021 г. главным государственным инспектором труда отдела надзора и контроля по вопросам охраны труда государственной инспекции труда в Республике Бурятия вынесено определение о возбуждении в отношении МУП «Водоканал» г. Улан-Удэ дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и проведении административного расследования, в рамках которого установлено, что ФИО4 в бухгалтерию предприятия не были представлены подлинники кассовых чеков, подтверждающих несение соответствующих расходов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 30 июля 2021 г. должностным лицом органа административной юрисдикции определения об отказе в возбуждения дела об административном правонарушении.
Проверяя по жалобам ФИО4 законность и обоснованность данного определения судебные инстанции, исследовав представленные материалы и обсудив доводы заявителя, оснований для его отмены не установили.
Однако выводы судебных инстанций не учитывают следующее.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом.
В силу ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Вместе с тем должностным лицом органа административной юрисдикции по окончании административного расследования вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ, положения которой в рассматриваемом случае неприменимы.
Таким образом, должностным лицом принято по делу решение не предусмотренное нормами КоАП РФ.
Также заслуживают внимание доводы протеста о том, что в обжалуемых судебных актах допущены выводы об отсутствии в действиях МУП «Водоканал» г. Улан-Удэ состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, производство по которому не возбуждалось.
Такое рассмотрение дела не отвечает ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях. Допущенное судебными инстанциями нарушение требований КоАП РФ носит существенный характер, не позволяет признать вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах вынесенные по делу судебные решения подлежат отмене, а дело, учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, - направлению на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░-░░░ ░░ 29 ░░░░░░░░ 2021 ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░ 2021 ░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░. ░░░░-░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 5.27 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░-░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░