Дело № 2-360/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Чугуевка «09» октября 2015 года
Чугуевский районный суд Приморского края
в составе: председательствующего судьи Литовченко М.А.,
при секретаре Лёвиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горелова В.А. к Плотников Е.Г. об определении границ земельного участка и обязании перенести хозяйственные постройки,
установил:
Горелова В.А. обратилась в суд с иском к Плотников Е.Г. об определении границ земельного участка и обязании ответчика перенести хозяйственные постройки.
В обоснование заявленных требований, истец указывает, что является собственником части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Намереваясь оформить земельный участок к дому, для определения месторасположения границ земельного участка, она обратилась в ООО «Содружество» для изготовления межевого плана. В результате проведения кадастровым инженером ООО «Содружество» землеустроительных работ по установлению границ земельных участков, с соседом – ответчиком Плотников Е.Г. возник спор. В связи с тем, что её земельный участок имеет общую границу с земельным участком ответчика, при согласовании границ земельных участков необходимо было его согласие, которое он не дал. При неоднократных обращениях к ответчику с просьбой согласовать границы, последний настаивал на урегулировании спора в судебном порядке, и на основании его отказа, она не может завершить межевание и оформить в собственность земельный участок. Просит суд определить границу земельного участка общей площадью 400 кв.м по адресу <адрес>, а также обязать ответчика перенести хозяйственные постройки – дровяник, сарай, мастерскую и туалет на 1 метр от границы земельного участка.
В судебное заседание истица, извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, направив в адрес суда ходатайство об уточнении исковых требований, в которых просит определить границу земельного участка, общей площадью 400 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> исходя из точки, расположенной от окна ее части жилого дома на расстоянии 62 см до столба, разделяющего приусадебные участки с ответчиком, далее по имеющейся меже.
В судебном заседании представитель истца - адвокат ФИО4, действующая на основании ордера, исковые требования с учетом их изменений поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Указала, что ранее домовладение принадлежало отцу её доверительницы. Участок, которым он владел, находится в сложившихся границах землепользования семьи не менее 15 лет. Подтверждением чему являются строения ответчиков и столбы, которые разделяют их с ответчиком домовладения и которые сохранились до настоящего времени. Ее семьей никогда не переносились межевые границы, так как с соседями всегда были доброжелательные отношения. Однако в последнее время, отношения ухудшились. В связи с оформлением земельного участка в собственность она обратилась к соседям о согласовании границ при межевании, однако, получила отказ последних.
Ответчик Плотников Е.Г., извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явился, просил о рассмотрении исковых требований без его участия. В ходе подготовки к судебному заседанию, а также на выездном судебном заседании, проведенном в рамках рассмотрения дела, возражал относительно исковых требований истца.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении без её участия, представив суду письменное заявление, против удовлетворения исковых требований возражала.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований –департамента имущественных и земельных отношений администрации Чугуевского муниципального района <адрес> – Карабина М.А., извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без её участия.
Представитель администрации Чугуевского сельского поселения Чугуевского муниципального района <адрес> – Чернобровкина В.В. в судебном заседании не возражала об удовлетворении требований истца.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11.1. Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В ходе судебного заседания установлено, что Горелова В.А. на основании договора дарения части жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ в безвозмездное пользование от ФИО8 передана часть жилого дома, расположенного в <адрес>.
На основании указанного договора дарения, истицей получено свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 400 кв. м., разрешенный для ведения личного подсобного хозяйства, граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Соседний участок ответчика, согласно кадастровой выписке (кадастровый номер участка №), общей площадью 400 кв. м, расположен по адресу: <адрес>. Граница данного земельного участка не установлена в связи с требованиями земельного законодательства.
Приусадебные участки истца и ответчика разделены от середины дома, по отмеченной линии, согласованной сторонами, до столба, расположенного в конце участка, на тропе, ведущей в огород, вдоль задних стенок хозяйственных построек. Далее, разграничение земельных участков следует по меже, которая граничит между участками квартир № и № <адрес> более 20 лет.
Единственной возможностью уточнить границы ранее учтенных земельных участков являлось проведение кадастровых работ, результатом которых должно было стать изготовление межевого плана, определяющего, в том числе, местоположение границ земельных участков.
На основании обращения истца Горелова В.А. к ответчику Плотников Е.Г. с целью изготовления межевого плана на земельный участок с кадастровым номером №, были проведены геодезические работы для установления границ и площади. Однако, изготовление межевого плана не представилось возможным по причине отказа Плотников Е.Г. в подписании акта согласования границ.
Земельные участки, принадлежащие истцу и ответчику, не сформированы в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается кадастровыми выписками о земельных участках.
Земельный участок истицы с кадастровым номером №, имеет общую границу с левой стороны с земельным участком ответчика ФИО5 с кадастровым номером №.
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельностью регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Согласно ст. 22 названного Федерального закона, в целях уточнения местоположения границ земельного участка в орган кадастрового учета подлежит представлению, межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В силу ч. 9 ст. 38 приведенного Федерального закона, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 39 этого же Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в ч. 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частям границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Частью 3 названной статьи установлено, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласно положениям ч. ч. 2, 4, 5 ст. 40 "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц и их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 ст. 40 данного Федерального закона случая.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования разрешаются в судебном порядке.
Между прежним собственником земельного участка и <адрес> - отцом истицы Горелова В.А. и истицей, сложился порядок землепользования, существующий более 20 лет, который не изменялся, поэтому в тех же границах к истице перешло право пользованием земельным участком.
При этом, по представленному истцом межевому плану местоположение смежной границы определено с учетом данного порядка, и прав ответчика не нарушает.
При рассмотрении спора, суд приходит к выводу об установлении границы между земельными участками Горелова В.А. и ФИО5 проходящую по точкам: от отмеченной сторонами вертикальной линии на середине <адрес>, расположенную на расстоянии 62 см от левого окна <адрес> дома, далее по прямой, идущей по задним стенам хозяйственных построек ответчика до столба, разделяющего земельные участки, далее по меже, поскольку данная граница отражает фактическое землепользование.
В соответствие со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В силу положений ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пунктом 2.12 примечания 1 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских, и сельских поселений", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года N 78, предусмотрено, что в районах усадебной застройки, расстояние от окон жилых помещений до хозяйственных построек (сараи, бани, гаражи), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 метров, а хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 метра.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Свода правил по проектированию и строительству СП 30-102-99 "Планировка и застройка малоэтажного строительства", утв. Постановлением Госстроя РФ от 30 декабря 1999 года N 94, расстояние от строения до границы соседнего приквартирного участка по санитарно-бытовым условиям должно быть не менее 1 метра.
В п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Установив, что ответчик в нарушение требований СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских, и сельских поселений" и СП 30-102-99 "Планировка и застройка малоэтажного строительства" на расстоянии менее 1 метра от границы с земельным участком истца, расположил хозяйственные постройки – дровяник, сарай, мастерскую и туалет, суд полагает обязать ответчика перенести данные постройки на 1 метр от границы земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,-
решил:
исковые требования Горелова В.А. к Плотников Е.Г. об определении границы земельного участка - удовлетворить.
Определить границей земельного участка с кадастровым номером 25:23:270101:266, общей площадью 400 кв.м. по адресу: <адрес> по точкам: от вертикальной линии, идущей от середины дома, на расстоянии 62 см от окна <адрес>, далее по прямой, идущей вдоль задних стенок хозяйственных построек, расположенных на приусадебном участке <адрес> края до столба, разделяющего приусадебные участки, далее по меже.
Обязать ответчика Плотников Е.Г. перенести хозяйственные постройки – дровяник, сарай, мастерскую, туалет на 1 метр от границы земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с «14» октября 2015 года, через Чугуевский районный суд Приморского края.
Судья М.А. Литовченко