№ 16-6665/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар 02 ноября 2023 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу генерального директора Общество с ограниченной ответственностью «Кубаньгрузсервис» Пискунова С.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 23 Западного внутригородского округа г. Краснодара от 22 ноября 2021 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 11 марта 2022 года, вынесенные в отношении общество с ограниченной ответственностью «Кубаньгрузсервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 23 Западного внутригородского округа г. Краснодара от 22 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 11 марта 2022 года, ООО «Кубаньгрузсервис» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО «Кубаньгрузсервис» Пискунов С.А. просит отменить состоявшиеся судебные акты, производство по делу об административном правонарушении, прекратить за отсутствием состава правонарушения. Считает их незаконными и необоснованными, вынесенными с грубыми нарушениями норм материального и процессуального права.
Постановлением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2022 постановление мирового судьи судебного участка № 23 Западного внутригородского округа г. Краснодара от 22 ноября 2021 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 11 марта 2022 года, вынесенные в отношении ООО «Кубаньгрузсервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было отменено, ввиду недоказанности обстоятельств, указывающих достоверно на направленность действий должностного лица Отинова О.В. относительно того, действовал ли он одновременно в интересах обоих или одного конкретного юридического лица (ООО «Кубаньгрузсервис», ООО «Спецстройтрансавто»), представителями которых по делам об административных правонарушениях, он выступал, и производство по делу об административном правонарушении согласно п. 4 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановление, решение) прекращено.
Постановлением судьи Верховного суда РФ от 11.09.2023 года постановление судьи кассационного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, указав, что факт того, что Отинов О.В. являлся должностным лицом общества, приезжал в МУГАДН, в том числе к Старыгину М.В., для решения вопросов, связанных с возбуждением дел об административных правонарушениях и привлечением к административной ответственности общества, сам по себе свидетельствует о том, что Отинов О.В. действовал в интересах общества, а также согласившись с выводом судьи городского суда о том, что являясь заместителем директора ООО «Кубаньгрузсервис» и инженером по безопасности дорожного движения ООО «Спецстройтрансавто», имеющих одних и тех же учредителей, пришел к выводу, что изложенное свидетельствует о наличии между названными обществами фактической аффилированности, действовал от имени обоих юридических лиц.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела, судья кассационного суда приходит к следующему.
Статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать, в частности, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В части 1 статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 названного Закона).
Частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Установлено и из материалов дела следует, что ООО «Кубаньгрузсервис» на основании муниципальных контрактов № МК 119419001753-ЭА от 31.12.19 г., МК119419001747-ЭА от 31.12.19 г., МК11941900174 8-ЭА от 30.12.19 г., МК119419001749-ЭА от 30.12.19 г., МК119419001750-ЭА от 31.12.19 г. на оказание услуг для муниципальных нужд муниципального образования городКраснодаросуществляет организованную перевозку групп детей по заявкам образовательных организаций в рамках учебно-воспитательного процесса в период с 01.01.2020 по 31072021. При осуществлении МУГАДН поКраснодарскомукраю и Республике Адыгея функций по контролю и надзору в области автомобильного транспорта (осуществление деятельности по обеспечению процесса перевозки пассажиров), установленных Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 01.02.2013 № АК-140фс «Об утверждении Положения о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора поКраснодарскомукраю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», по результатам проведения рейдовых контрольно-надзорных мероприятий (рейдовых осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации) в части организации и осуществления организованной перевозки группы детей автобусами в городском и пригородном сообщении, в границах муниципального образования городКраснодар, инспекторами МУГАДН поКраснодарскомукраю и Республике Адыгея установлены факты осуществления таких перевозок в нарушение требований действующего законодательства. В период с 10.03.2021 по 17.03.2021 проведена проверка транспортных средств (школьные автобусы) перевозчика ООО «Кубаньгрузсервис», осуществляющего организованную перевозку групп детей к образовательным учреждениям городаКраснодара, с нарушениями требований установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами». Проведенной проверкой в отношении ООО «Кубаньгрузсервис» выявлен 21 факт совершения административных правонарушений, из них 13 - предусмотренных ч. 6 ст. 12.23 КоАП РФ, 3- ч. 4 ст.11.31 КоАП РФ, 3 - ч.4 ст. 12.23 КоАП РФ, 1 — ч. 4 ст. 11.31 КоАП РФ.
26.04.2021 около 15 часов 30 минут, находясь в служебном кабинете № 6 и.о. начальника отдела автотранспортного надзора МУГАДН поКраснодарскомукраю и Республике Адыгея Старыгина М.В. по адресу: <адрес>, заместитель генерального директора ООО «Кубаньгрузсервис» Отинов О.В. высказал Старыгину М.В. предложение о передаче последнему денежных средств за принятие незаконного решения, выражающегося в не привлечении ООО «Кубаньгрузсервис» к установленной административной ответственности в рамках административного расследования, а также дальнейшего лояльного отношения к организации, осуществляющей деятельность в сфере перевозок пассажиров, со стороны надзорного ведомства, так как ООО «Кубаньгрузсервис» грозил штраф более 1 500 000 руб.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, с выводами мирового судьи согласилась вышестоящая судебная инстанция.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в том числе, в незаконной передаче, предложении или обещании от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных у бумаг, иного имущества за совершение в интересах данного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Действия ООО «Кубаньгрузсервис» квалифицированы по части 1 статьи 19.28 КоАП РФ, как предложение от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг или иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года сформулирован правовой подход, согласно которому в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению подлежит вопрос о том, имели ли место неправомерные действия, состоящие в передаче, предложении или обещании должностному лицу соответствующего имущества либо оказании услуг имущественного характера, предоставлении имущественных прав за совершение им в интересах определенного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым этим должностным лицом служебным положением (вопрос 8).
Исходя из содержания ч. 2 ст. 1.5, ст. 24.1, ст. 26.1, ст. 29.10 КоАП РФ, а также правовой позиции, выраженной в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установление события и состава административного правонарушения, виновности лица, а также выбор подлежащих применению норм и их толкование в системе действующего правового регулирования осуществляется судьей рассматривающим дело на основе полного, всестороннего и объективного выяснения всех обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенной нормы, при исследовании вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех от него мер по соблюдению правил и норм.
Судебным инстанциями сделан вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, постановили вышеозначенные судебные акты.
При таких обстоятельствах, и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 23 Западного внутригородского округа г. Краснодара от 22 ноября 2021 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 11 марта 2022 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Кубаньгрузсервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора Общество с ограниченной ответственностью «Кубаньгрузсервис» Пискунова С.А. - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс