№16-4273/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар | 15 сентября 2021 года |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу Измайлова Д.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 140 Динского района Краснодарского края от 5 февраля 2021 года, решение судьи Динского районного суда Краснодарского края от 12 марта 2021 года, вынесенные в отношении Измайлова Д.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 140 Динского района Краснодарского края от 5 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Динского районного суда Краснодарского края от 12 марта 2021 года, Измайлов Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 4 месяца.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции Измайлов Д.А. выражает несогласие с вынесенными в отношении него судебными актами, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы с учетом требований части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Измайлова Д.А. к административной ответственности) выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее - Правила дорожного движения) участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Линия горизонтальной разметки 1.1 Приложения № 2 к Правилам дорожного движения разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен. Правилами дорожного движения установлен запрет на ее пересечение.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» действия водителя, связанные с нарушением требований Правил дорожного движения Российской Федерации, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 Правил), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», 5.11.2 «Дорога с полосой для велосипедистов», 5.15.7 «Направление движения по полосам», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Невыполнение требований дорожных знаков 4.3 «Круговое движение», 3.1 «Въезд запрещен» (в том числе с табличкой 8.14 «Полоса движения»), в результате которого транспортное средство выехало на полосу, предназначенную для встречного движения, также может быть квалифицировано по данной норме.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 18 ноября 2020 года в 15 часов 53 минуты на автодороге Краснодар-Ейск 11 км. + 100 м., Измайлов Д.А., управляя транспортным средством <данные изъяты> c государственным регистрационным знаком № в нарушение пункта 1.3 Правил дорожного движения, горизонтальной разметки 1.1 Приложения № 2 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, допустил выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения.
Совершение административного правонарушения и виновность Измайлова Д.А. подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 18 ноября 2020 года (л.д.7), рапортом ИДПС ОСР ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 18 ноября 2020 года (л.д.8), схемой места совершения административного правонарушения (л.д.9) и другими материалами дела.
При таких обстоятельствах факт выезда на полосу встречного движения Измайлова Д.А. в нарушение пункта 1.3 Правил дорожного движения и горизонтальной разметки 1.1 Приложения № 2 к Правилам дорожного движения, сомнений не вызывает, как подтвержденный совокупностью перечисленных выше и иных имеющихся в деле доказательств.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу судебных постановлений.
Санкция части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Указанные требования закона судьями нижестоящих судебных инстанций выполнены не в полном объеме.
Назначая наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, мировой судья указал на совершение Измайловым Д.А. административного правонарушения, представляющего повышенную общественную опасность, на отсутствие у него раскаяния, а также посчитал отягчающим административную ответственность правонарушителя, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно повторное совершение однородного административного правонарушения, в течение года по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ от 15.11.2020, части 2 статьи 12.9 КоАП РФ от 24.11.2020, части 2 статьи 12.9 КоАП РФ от 24.11.2020, части 2 статьи 12.9 КоАП РФ от 24.11.2020, части 3 статьи 12.9 КоАП РФ от 30.11.2020, согласно справки о ранее допущенных административных правонарушениях (л.д.11).
Между тем, данный вывод не основан на законе и правилах назначения наказания и ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.
Постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные в отношении Измайлова Д.А. и указанные справки о ранее допущенных административных правонарушениях (л.д.11), на момент совершения Измайловым Д.А. данного административного правонарушения (18 ноября 2020 года) не вступили в законную силу, следовательно, у Измайлова Д.А. отсутствует обстоятельство отягчающие административную ответственность, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление указанное нарушение требований законодательства об административных правонарушениях не устранено.
Вместе с тем, доводы жалобы заявителя заслуживают внимания, потому что, назначая заявителю наказание в виде лишения прав управления транспортными средствами сроком на четыре месяца, мировым судьей не в полной мере учтены требования статей 3.1, 3.8, 4.1, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом необходимость назначения Измайлову Д.А, наказания именно в виде лишения права управления транспортными средствами в обжалуемых судебных актах надлежащим образом не мотивирована. Каких-либо обстоятельств, объективно свидетельствующих о необходимости назначения за рассматриваемое правонарушение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, из материалов дела не усматривается.
С учетом исключения из постановления по делу об административном правонарушении указания на обстоятельства, отягчающие административную ответственность Измайлова Д.А., назначенное ему наказание подлежит смягчению.
Таким образом, вывод нижестоящих инстанций о назначении Измайлову Д.А. административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами нельзя признать обоснованным.
Пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Принимая во внимание характер совершенного Измайловым Д.А. правонарушения, степень его общественной опасности, учитывая конкретные обстоятельства дела, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания полагаю необходимым назначить Измайлову Д.А. наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей, что соответствует санкции части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным состоявшиеся по делу судебные акты подлежат изменению в части назначенного Измайлову Д.А. административного наказания.
Порядок и срок привлечения Измайлова Д.А. к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Право Измайлова Д.А. на защиту при производстве по делу не нарушено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 140 Динского района Краснодарского края от 5 февраля 2021 года, решение судьи Динского районного суда Краснодарского края от 12 марта 2021 года, вынесенные в отношении Измайлова Д.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначить Измайлову Д.А. наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей. В остальном судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья А.Е. Иванов