Решение по делу № 33-2943/2015 от 10.06.2015

Судья Хамавов Р.Ш.

Дело № 33-2943/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 15 июля 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе

Председательствующего Алиевой Э.З.

Судей Хавчаева Х.А. и Устаевой Н.Х.

при секретаре Мусаеве Г.М.

Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО «<адрес>» Гасайниева Д.З. на решение Хасавюртовского городского суда от 7 мая 2015 года, которым удовлетворено исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах Юсуповой А.М. к администрации МО «<адрес>», на администрацию МО «<адрес>» возложена обязанность обеспечить Юсупову А.М. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, общей площадью не ниже социальных норм.

Заслушав доклад судьи Хавчаева Х.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

<адрес> обратился с иском в интересах Юсуповой А.М. к администрации МО «<адрес>», в котором просил возложить на ответчика обязанность обеспечить Юсупову жильем не ниже установленных социальных норм, указывая, что Юсупова являлась, ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеет своего жилья и включена в список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа».

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации МО «<адрес>» Гасайниев Д.З. просит указать в решении о возложении на администрацию МО «<адрес>» обязанности обеспечить Юсупову жилым помещением по мере поступления финансовых средств и в порядке очередности, ссылаясь на отсутствие у ответчика финансовых средств.

В возражениях относительно апелляционной жалобы старший помощник прокурора <адрес> Айдамиров З.Д. просит оставить решение суда без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Юсупова А.М., представители администрации МО «<адрес>», Правительства Республики Дагестан, Министерства образования, науки и молодежной политики РД, Министерства финансов РД.

Судебная коллегия располагает сведениями о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении, и приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Магомедиминов М.А. просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменения, полагая его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

На территории Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом Республики Дагестан от 29.12.2004 N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Во исполнение этого закона Постановлением Правительства РД от 02.06.2009 N 161 утвержден «Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан».

Согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от 04.12.2004 № 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.

Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 № 58 уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с частью 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Пунктом 8 статьи 8 Закона № 58 предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Республики Дагестан.

По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью органов местного самоуправления и должно осуществляться на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

С учетом указанных положений закона суд первой инстанции правильно признал надлежащим ответчиком по делу администрацию МО «<адрес>» Республики Дагестан, которая наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Юсупова А.М., 30.11.1989 года рождения, в интересах которой прокурором предъявлен настоящий иск, являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей; в настоящее время относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей сла вте от 18 дот 18 до 23 летте от 18 до 23 лет; ее отец Юсупов М.М. умер 29.04.1999 г., мать Мухучева Э.М. с 2001 года является инвалидом <.> по <.> заболеванию, в связи с чем постановлением главы администрации <адрес> от 10.12.2001 г. № 40 над Юсуповой назначена опека; своего жилья истица и ее мать не имеют; 07.06.2012 г. Юсупова обратилась в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в получении жилья; постановлением администрации МО «<адрес>» от 12.07.2012 г. № 342 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилье (л.д. 13-19, 30-33).

Вышеуказанные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.

Поскольку государство, принятое на себя обязательство в отношении истицы не исполнило, имеет место нарушение ее прав, так как право на получение жилья не реализовано, на момент обращения в суд жилье ею не получено.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на администрацию МО «<адрес>» обязанности по восстановлению нарушенных прав истицы по получению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика финансовых средств для обеспечения истца жильем и о том, что обязанность предоставления жилья зависит от поступления финансовых средств и в порядке очередности, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, независимо от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.

Кроме того, статьей 3 Закона Республики Дагестан от 04.12.2004 № 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий.

Судебная коллегия также учитывает, что ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из требований ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Из этого следует, что обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не могут препятствовать реализации права гражданина на жилище.

Таким образом, каких-либо доводов, которые могли бы повлиять на результат рассмотрения дела, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия.

о п р е де л и л а :

Решение Хасавюртовского городского суда от 7 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2943/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Юсупова А.М.
Ответчики
Адм. МО "Хасавюрт. район"
Другие
Юсупов А.М.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Хавчаев Хизри Абдулаевич
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
15.07.2015Судебное заседание
21.07.2015Передано в экспедицию
21.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее