Дело № 2-1646/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.В.
при секретаре Костыч М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 28 июня 2016 года дело по иску ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города ****» к Вайс Л. Е. о взыскании необоснованно полученной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения **********» обратилось в суд с иском к ответчику о взыскании необоснованно полученной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере **** рублей. В обоснование иска указав, что с января **** года Вайс Л.Е., на основании ее личного заявления, назначены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «педагогические работники государственных образовательных организаций **** и муниципальных образовательных организаций в **********, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», ответчик уволилась из образовательного учреждения **.**.**, соответственно, потеряла право на предоставление мер социальной поддержки (как работающий педагог), однако в установленные сроки не поставила истца в известность о своем увольнении, в связи с чем ей неправомерно произведена выплата компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг, которая за период с **.**.** по **.**.** составила **** рублей. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело слушалось в отсутствие представителя истца, ответчика, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Суд, исследовав письменные материалы дела приходит к следующему:
Вайс Л.Е. является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг согласно региональному законодательству как педагогический работник муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельском населенном пункте.
**.**.** Вайс Л.Е. выдано удостоверение №... о праве на меры социальной поддержки, установленных ст.18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (л.д. 30).
На основании вышеуказанного удостоверения Вайс Л.Е. ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения **********» предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Судом установлено, что **.**.** Вайс Л.Е. уволилась с работы в связи с выходом на пенсию (л.д. 26), с **.**.** является пенсионером по старости.
Копией трудовой книжки Вайс Л.Е. подтверждается, что истец, вышедшая на пенсию из муниципального дошкольного образовательного учреждения МОУ «СОШ **********», действительно проработала более **** лет на педагогических должностях в общеобразовательных учреждениях сельского населенного пункта муниципального района «****».
Вайс Л.Е. имеет регистрацию по адресу: ********** **.**.**.
Из справки о назначении и выплате социальных выплат, представленной ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения **********», следует, что за период с **.**.** по **.**.** Вайс Л.Е. перечислялась ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по ********** в ********** **********, которая за данный период составила **** рубля, а с учетом перерасчета – **** рублей (л.д. 7-8).
Ранее предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности, за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Согласно пункта 8 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Часть 2 ст.18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг****
Установленные данной частью меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки (часть 3 ст.18 Закона).
Из содержания названной нормы не следует, что указанные в ней педагогические работники, прекратив педагогическую деятельность, утрачивают право на меры социальной поддержки, предусмотренные п. 3 ст.18 Закона. Закрепленные в ней положения направлены на создание благоприятных условий для обеспечения социальной защищенности вышедших на пенсию педагогических работников, имеющих длительный стаж работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности или поселках городского типа, и на сохранение для этой категории граждан мер социальной поддержки, которыми они ранее пользовались.
Принимая во внимание наличие у Вайс Л.Е. стажа педагогической работы в сельской местности более **** лет, ее проживание в данной местности, назначение ей пенсии в **** году, суд приходит к выводу о наличии необходимых условий для признания за Вайс Л.Е. права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату занимаемого жилого помещения, расходов на коммунальные услуги. Прекратив педагогическую деятельность, Вайс Л.Е. сохранила за собой соответствующее право в силу закона.
В соответствии с п.2 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 (далее – Правил) решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается государственным бюджетным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства гражданина, имеющего право на их получение.
Решение принимается на основании заявления гражданина и документов согласно установленного перечня. По результатам рассмотрения заявления может быть принято решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначаются с даты поступления необходимых документов (п.3,4,9,12 Правил).
Согласно п.14 Правил гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства, состава семьи, изменения счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки, обязан в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр по месту жительства и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.
Исчисление компенсации прекращается при наступлении следующих обстоятельств: изменение места жительства гражданина; окончание срока инвалидности у гражданина; смерть получателя мер социальной поддержки, а также признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим; неполучение гражданином компенсации в течение трех месяцев подряд; представление гражданином недостоверных сведений; наличие у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнения условий соглашения с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по погашению задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги; утрата права у гражданина на предоставление мер социальной поддержки (п. 20, 21, 22 Правил).
В силу п.9 Порядка компенсация не выплачивается в случае установления факта предоставления недостоверных сведений, а также за предыдущие годы в случае отсутствия в эти годы обращения с заявлением на предоставление компенсации.
Решения о назначении и выплате компенсаций приняты на основании заявлений ответчика. Извещение Вайс Л.Е. об утрате статуса работающего педагога в рассматриваемом случае имеет значение лишь для целей учета категорий лиц, пользующихся мерами социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу за Вайс Л.Е. сохраняются права на получение мер социальной поддержки после выхода на пенсию, признается право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в республике Коми» за период с **.**.** по **.**.** и отсутствии оснований для возврта выплаченных ей компенсаций.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения **********» к Вайс Л. Е. о взыскании необоснованно полученной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: судья И.В. Филиппова