Дело № 2-8972/2023
УИД 35RS0010-01-2023-009686-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 01 ноября 2023 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Моисеева К.А. с участием представителя истца по ордеру Булганиной Е.С., ответчика Демидовой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Азаровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егорова К. А. к Демидовой Е. Г. о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
установил:
Егоров К.А. обратился в суд с иском к Демидовой Е.Г. о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, в обоснование указав, что 28.03.2022 между ним и ответчиком заключен договор найма жилого помещения - <адрес>. 07.06.2023 истец получил от ответчика о досрочном расторжении договора. В этот же день он был выселен из квартиры. Долгое время он был вынужден искать новое жилье. Действиями ответчика ему был причинен моральный вред. Ответчик не возвратил арендную плату за непрожитое в квартире время и залог (страховой депозит). Просил взыскать с Демидовой Е.Г. в его пользу арендную плату за непрожитый в квартире период в размере 13 000 рублей, денежные средства в сумме 17 000 рублей, оплаченные в качестве платежа, обеспечивающего сохранность переданного по договору найма жилого помещения и имущества, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 271 рубль 24 копейки, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании истец Егоров К.А. не присутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель истца ордеру Булганина Е.С. исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании ответчик Демидова Е.Г. исковые требования не признала, по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Выслушав представителя истца, ответчика, свидетелей ФИО2, ФИО1., изучив материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, данным Кодексом.
Помещения частного жилищного фонда, используемые собственниками таких помещений для проживания граждан, относятся к жилищному фонду коммерческого использования. Такие помещения могут быть предоставлены гражданам по договору найма. Правоотношения по найму жилого помещения регулируются нормами главы 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Статьей 678 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 682 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения. Если договором сроки не предусмотрены, плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.03.2022 между Егоровым К.А. (наниматель) и Демидовой Е.Г. наймодатель) заключен договор найма жилого помещения, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю во временное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящую из 1 комнаты, с имуществом, находящимся в жилом помещении согласно описи (пункты 1.1, 1.2 договора)
Срок найма установлен с 28.03.2022 по 27.02.2023 (пункт 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора, ежемесячная плата за наем установлена в размере 17 000 рублей + оплата коммунальных услуг согласно квитанций
Согласно пункту 2.2 договора плата за наем жилого помещения производится не позднее 28 числа текущего месяца.
Страховой депозит за сохранность переданного в наем имущества составляет 17 000 рублей, получен (пункт 2.4 договора.
Согласно пункту 3.7 договора при досрочном расторжении договора по инициативе наймодателя он обязан возвратить нанимателю ранее полученную им арендную плату, за не прожитые нанимателем в снимаемом помещении дни. Возвратить нанимателю залог за сохранность переданного в наем имущества при выезде нанимателя из жилого помещения и предъявлении оплаченных счетов и сохранности имущества.
Пунктом 3.9.1 договора предусмотрено, что наниматель вправе вычесть из залоговой суммы, с учетом естественного износа вещи и ее состояния при заключении договора, стоимость непригодной к эксплуатации вещи или стоимость услуг по ее ремонту, а также сумму соответствующую задолженности нанимателя по платежам за время проживания в жилом помещении.
Наниматель обязан предоставить нанимателю возможность проживания в жилом помещении в течение 30 дней с момента предупреждения о досрочном расторжении договора (пункт 3.9.2 договора).
Договор может быть расторгнут по соглашению сторон (пункт 5.1 договора).
Пунктом 5.2 договора установлено, что договор может быть расторгнут судом по требованию одной из сторон только при существенном нарушении договора одной из сторон.
По требованию наймодателя договор может быть досрочно расторгнут в случаях, если наниматель пользуется жилым имуществом с существенным нарушением условий договора; существенно ухудшает состояние жилого помещения; более 5 дней по истечении установленного договором срока платежа не вносит плату за жилое помещение; систематически нарушает условия договора (пункт 5.3 договора).
28.02.2023 между Егоровым К.А. (наниматель) и Демидовой Е.Г. наймодатель) заключен договор найма жилого помещения, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю во временное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящую из 1 комнаты, с имуществом, находящимся в жилом помещении согласно описи (пункты 1.1, 1.2 договора)
Срок найма установлен с 28.02.2023 по 27.08.2023 (пункт 1.3 договора).
Условия договора найма жилого помещения от 28.03.2023 аналогичны условиям договора найма жилого помещения от 28.02.2022.
07.06.2023 истец получил от ответчика уведомление о досрочном расторжении договора с 07.06.2023 в связи с неоднократным нарушением условий договора. В этот же день он был выселен из квартиры.
Поскольку договор найма досрочно расторгнут по инициативе наймодателя, он обязан возвратить нанимателю ранее полученную им арендную плату, за не прожитые нанимателем в снимаемом помещении дни в соответствии с пунктом 3.7 договора.
Исходя из сроков найма, установленных пунктами 1.3 договоров найма, расчетным месяцем является период с 28 числа текущего месяца по 27 число последующего включительно.
Истцом 29.05.2023 оплачены денежные средства в том числе арендная плата в размере 17 000 рублей за период с 28.05.2023 по 27.06.2023, им не прожит в снимаемом помещении период с 08.06.2023 по 27.06.2023 (20 дней). Возврату ответчиком подлежит внесенная арендная плата за этот период в сумме 10 967 рублей 80 копеек.
Также в соответствии с пунктом 3.7 договора возврату ответчиком истцу подлежит внесенный нанимателем залог за сохранность переданного в наем имущества в сумме 17 000 рублей.
Ответчик ссылается на свое право, предусмотренное пунктом 3.7 договора, вычесть из залоговой суммы расходы в размере 35 017 рублей 44 копейки на устранение повреждений мебели, оборудования и напольного покрытия.
Данные доводы ответчика судом отклоняются как бездоказательные.
Акт о возврате жилого помещения и находящегося в нем имущества после расторжения договора сторонами не составлялся.
Представленные ответчиком фотографии не являются доказательством причинения ответчику ущерба в указанном им размере именно истцом. Данные фотографии не имеют указания на даты, когда проводилась фотосъемка, что не позволяет соотнести их с периодом проживания истца в квартире. Кроме того, не представлено доказательств состояния квартиры и находящегося в ней имущества на момент заключения договора найма жилого помещения от 28.02.2022.
Разрешая требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Факт неправомерного удержания ответчиком денежных средств истца в размере 27 967 рублей 80 копеек нашел подтверждение в судебном заседании.
По расчету суда сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму 27 967 рублей 80 копеек за период с 08 июня 2023 года по 21 июля 2023 года (44 дня) составляет 252 рубля 86 копеек.
На основании вышеизложенного, суд считает, что подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика денежных средств в счет возврата арендной платы по договору найма жилого помещения за непрожитый период с 08 июня 2023 года по 27 июня 2023 года включительно в размере 10 967 рублей 80 копеек, о взыскании депозита за сохранность переданного по договору найма жилого помещения и имущества в размере 17 000 рублей и процентов за пользование денежными средствами в размере 252 рубля 86 копеек.
Оснований для удовлетворения исковых требований в большем размере суд не усматривает.
Истец требования о компенсации морального вреда связывает с фактом нарушения ответчиком порядка расторжения договора и нарушения прав истца на проживание в квартире в течение 30-дней с момента предупреждения о досрочном расторжении договора, предусмотренного пунктом 3.9.2 договора, в связи с чем он долго искал новое жилье.
Ответчик ссылается на то, что уведомление о досрочном расторжении договора с 07.06.2023 было составлено и вручено истцу в связи с неоднократным нарушением им условий договора, а именно вселения без согласования с наймодателем в квартиру третьих лиц, а также нарушением нанимателем запрета заводить животных.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно на ответчике лежит бремя доказывая тех обстоятельств, на которые она ссылается как на основания своих возражений.
Однако указанные доводы ответчика не нашли подтверждения в судебном заседании.
Показания Свидетель ФИО1 - сожитель ответчика подтвердил данные доводы. Свидетель ФИО2, которая является подругой истца, по данным фактам дала противоположные показания.
Поскольку оба свидетеля являются лицами, заинтересованными в исходе настоящего дела, их показания надлежащими доказательствами не являются и судом не принимаются.
Других доказательств в подтверждение своих доводов ответчик не представила, то есть ответчиком не доказана правомерность досрочного расторжения договора найма в одностороннем порядке.
Также ответчиком нарушено право истца на проживание в квартире в течение 30-дней с момента предупреждения о досрочном расторжении договора, предусмотренное пунктом 3.9.2 договора.
Однако, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда на основании следующего.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в силу пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (например, статья 15 Закона о защите прав потребителей). В указанных случаях компенсация морального вреда присуждается истцу при установлении судом самого факта нарушения его имущественных прав.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Исходя из Закона о защите прав потребителей, в частности из определений понятий «потребитель», «продавец», «исполнитель», «изготовитель» отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Преамбулой Закона защите прав потребителей определено, что в соответствии с целями данного Закона Российской Федерации в качестве продавцов, исполнителей, изготовителей могут выступать организации независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Демидова Е.Г. не являлся индивидуальным предпринимателем и не осуществляет предпринимательскую деятельность.
Таким образом правоотношения между сторонами не подпадают под предмет регулирования Закона о защите прав потребителей и положения статьи 15 данного Закона о компенсации морального вреда к этим отношениям не применяются.
Под моральным вредом, компенсация которого предусмотрена статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки и др.)
Доказательств нарушения его личных неимущественных прав истец не представил, поэтому нет оснований для взыскания морального вреда в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда суд истцу отказывает.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Егорова К. А. удовлетворить частично.
Взыскать с Демидовой Е. Г. (паспорт серия №) в пользу Егорова К. А. (СНИЛС №) денежные средства в счет возврата арендной платы по договору найма жилого помещения за непрожитый период с 08 июня 2023 года по 27 июня 2023 года включительно в размере 10 967 рублей 80 копеек, депозит за сохранность переданного по договору найма жилого помещения и имущества в размере 17 000 рублей, проценты за пользование денежными средствами в размере 252 рубля 86 копеек.
В удовлетворении исковых требований в большем размере, а также искового требования о компенсации морального вреда Егорову К. А. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья К.А. Моисеев
Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2023 года.