№/-533/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Абдулино 21 ноября 2022 года
Резолютивная часть постановления оглашена 18 ноября 2022 года
Мотивированное постановление изготовлено 21 ноября 2022 года
Абдулинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бугайца А.Г.,
при секретаре судебного заседания Кондрашовой А.С.,
с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности – и.о. заместителя главного врача по медицинской части ГБУЗ «Абдулинская межрайонная больница» Маликовой Н.В.,
защитников лица, привлекаемого к административной ответственности Маликовой Н.В. – Даниловой Н.Г. и Морозова А.В.,
представителя административного органа – специалиста-эксперта Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> Лущевской Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица Маликовой Н. В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ Северным Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> при осуществлении эпидемиологического расследования очага новой коронавирусной инфекции среди пациентов терапевтического отделения ГБУЗ «Абдулинская межрайонная больница» по адресу: <адрес>, установлено, что и.о. заместителя главного врача по медицинской части Маликова Н.В., с возложенной на нее ответственностью, у которой, имелась возможность для соблюдения законодательства, не приняла зависящие от нее меры по соблюдению обязательных требований законодательства при осуществлении своей деятельности и допустила правонарушения в области действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. Так в ходе расследования установлено,что в терапевтическом отделении ГБУЗ Абдулинская МБ» в нарушение Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» п.п. 3.4, п.п. 3.1.1, п.п. 5.7:
- не проводится лабораторное обследование на COVID-19, лиц, поступающих в терапевтическое отделение для оказания им экстренной медицинской помощи, а именно необследован на COVID-19 пациент Б.А.Г поступивший в стационар экстренно ДД.ММ.ГГГГ;
- не передается информация о положительных результатах лабораторных исследований на COVID-19 незамедлительно по электронным каналам связи в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), с указанием данных об обследуемом лице, в объеме, позволяющем провести противоэпидемические мероприятия;
- при выявлении больного с подтвержденным диагнозом COVID-19 в терапевтическом отделении не проведен перевод больного COVID-19 в специализированное медицинское инфекционное отделение, а именно больной С.В.П с установленным диагнозом COVID-19 ДД.ММ.ГГГГ не переведен в инфекционное отделение, а продолжал лечиться в терапевтическом отделении по ДД.ММ.ГГГГ, что послужило распространению новой коронавирусной инфекции среди пациентов терапевтического отделения.
В судебном заседании должностное лицо Маликова Н.В. вину в совершении правонарушения не признала, пояснив, что при поступлении в стационар пациент Б.А.Г не был обследован на COVID-19, поскольку согласно распоряжению Минздрава они обязаны были брать экспресс анализ тест на COVID-19у всех поступающих в стационар только со ДД.ММ.ГГГГ. Б.А.Г находился в стационаре с ДД.ММ.ГГГГ. При поступлении больной Б.А.Г признаков респираторной вирусной инфекции не имел, повышение температуры тоже не отмечалось. При поступлении больного в приемный покой там всегда объективно осматривается больной, опрашивается какие естьжалобы и есть ли температура, фельдшер каждому поступившему больному измеряет температуру тела.По поводу не передачи информации о положительных результатах лабораторных исследований на COVID-19пояснила, что данные о положительных результатах исследований на COVID-19передавались в ручном режиме. Передавали в соответствующий орган при выявлении у больного COVID-19. Пациент С.В.П поступил в стационар ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ у него был подтвержден COVID-19, после того как у Садовникова появились признаки ОРВИ и отмечалось повышении температуры тела. Ему был оформлен перевод в инфекционное отделение, но он категорически отказался о переходе в инфекционное отделение и ему было организована отдельная палата №, где он находился с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ и продолжал лечение как по терапевтической патологии, так и по данному заболеванию COVID-19.
Должностное лицо – представитель Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> Лущевская Л.Е. в судебном заседании подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
Защитник Данилова Н.Г. в судебном заседаниине согласилась с вменяемым Маликовой Н.В. правонарушением, указав, что СП ДД.ММ.ГГГГ-2- «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не содержит указание о необходимости обследования всех лиц поступающих в стационар на COVID-19. Кроме того, согласно приказу Минздрава исследования проводятся при наличии медицинских показаний. Явных признаков заболевания у пациента Б.А.Г не наблюдалось. Информация о заболевшихCOVID-19передавалась экстренными извещениями. Пациенту С.В.Пбыли проведены все необходимые медицинские мероприятия, он был изолирован в отдельную палату и получал соответствующее лечение. Считает, что протокол об административном правонарушении в отношении Маликовой Н.В. составлен незаконно. Просила производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, решение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Основной задачей Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как условия реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, которое регулируется в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, издаваемыми уполномоченными государственными органами.
Согласно абзацу 10 статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека.
Согласно ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 52-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях оперативной организации проведения исследований и противоэпидемических мероприятий лабораторное обследование лиц в условиях распространения COVID-19 проводится исходя из следующих приоритетов: К приоритету 1-го уровня относится проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении:
- лиц, прибывших на территорию Российской Федерации с наличием симптомов инфекционного заболевания (или при появлении симптомов в течение периода медицинского наблюдения);
- лиц с диагнозом "внебольничная пневмония", "острая респираторная вирусная инфекция" и "грипп";
- работников медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности при появлении симптомов, не исключающих COVID-19;
- лиц, при появлении респираторных симптомов, находящихся в интернатах, детских домах, детских лагерях, пансионатах для пожилых и других стационарных организациях социального обслуживания, учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- лиц, поступающих в стационар медицинской организации для оказания им медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, в организации социального обслуживания для детей и взрослых.
Лаборатории, проводящие исследования на определение маркеров возбудителя COVID-19 в биологических пробах от лиц, указанных в пункте 3.1 санитарных правил, направляют результаты исследований незамедлительно по их завершению, но не позднее 24 часов, наиболее быстрым из доступных способов в медицинские организации, направившие биологический материал.
Информация о положительных результатах лабораторных исследований на COVID-19 незамедлительно по электронным каналам связи передается из организаций, на базе которых проводились первичные исследования, в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), с указанием данных об обследуемом лице, в объеме, позволяющем провести противоэпидемические мероприятия (п. 3.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20)
Из п. 5.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 следует, что при выявлении лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 и лиц с подозрением на заболевание в непрофильных медицинских организациях проводятся: перевод больного COVID-19 в специализированную медицинскую организацию; установление лиц, контактировавших с больными COVID-19, среди работников медицинских организаций и больных, их изоляция в домашних условиях или госпитализация в том числе по эпидемиологическим показаниям, лабораторное обследование на COVID-19 и установление медицинского наблюдения на срок 7 календарных дней со дня последнего контакта с больным, назначение средств экстренной профилактики (профилактического лечения); закрытие отделения на "прием", максимальная выписка пациентов из отделения, заключительная дезинфекция;в зависимости от эпидемиологических рисков закрытие стационара на "прием" с обсервацией больных и работников медицинских организаций.
Как следует из материалов дела, на основании решения №-В от ДД.ММ.ГГГГ о проведении расследования причин возникновения инфекционного заболевания, массового неинфекционного заболевания, массового отравления, проведено расследование в отношении ГБУЗ «Абдулинская межрайонная больница».
В соответствии с результатами проведенной проверки и актом расследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что проведено обследование ГБУЗ «Абдулинская МБ» и установлено, что в нарушение п. 5.7 санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в ГБУЗ «Абдулинская МБ» не проводится лабораторное обследование на COVID-19 лиц, поступающих в терапевтическое отделение для оказания им экстренной медицинской помощи, а именно не обследован на COVID-19 пациент БашиновА.Г. поступивший в стационар экстренно ДД.ММ.ГГГГ, выписан ДД.ММ.ГГГГ; не передается информация о положительных результатах лабораторных исследований наCOVID-19незамедлительно по электронным каналам связи в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), с указанием данных об обследуемом лице, в объеме, позволяющем провести противоэпидемические мероприятия;при выявлении больного с подтвержденным диагнозом COVID-19 в терапевтическом отделении не проведен перевод больного COVID-19 в специализированное медицинское инфекционное отделение, а именно больной С.В.П с установленным диагнозом COVID-19ДД.ММ.ГГГГ не переведен в инфекционное отделение, а продолжал лечиться в терапевтическом отделении по ДД.ММ.ГГГГ, что послужило распространению новой коронавирусной инфекции среди пациентов терапевтического отделения.
Согласно приказа о возложении обязанностей №-л от ДД.ММ.ГГГГ на Маликову Н.В. возложено исполнение обязанностей главного врача медицинской части с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,на которую в соответствии с должностной инструкций возлагаются, кроме прочих, следующие обязанности: п.п. «д» п. 4 осуществляет систематический контроль качества лечебно-диагностического процесса путем проведения проверки медицинской документации, качества ее ведения, правильности и целесообразности применяемых методов обследования и лечения больных; п. 17 контролирует обеспечение должного санитарно-эпидемиологического режима в подразделениях стационара и пищеблока;п. 36 осуществляет контроль за своевременной подачей экстренных извещений в Роспотребнадзор; п. 38 своевременно информирует Роспотребнадзор об инфекционных очагах.
Таким образом, и.о. заместителя главного врача по медицинской части ГБУЗ «Абдулинская МБ» Маликова Н.В. являясь должностным лицом допустила нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Вина должностного лица Маликовой Н.В. в совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; актом расследования органом государственного контроля (надзора), причин возникновения инфекционного заболевания №-В от ДД.ММ.ГГГГ; выписным эпикризом из стационара на пациента Б.А.Г в котором отсутствует информация об обследовании его на COVID-19 при поступлении в терапевтическое отделение; выписным эпикризом из стационара на пациента С.В.П в соответствии с которым у пациента подтвержден COVID-19 в терапевтическом отделении, однако не был осуществлен его перевод в инфекционное отделение больницы; информационным письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в котором указано, что ГБУЗ «Абдулинская МБ» передает информацию о положительных результатах лабораторных исследований на COVID-19 не в полном объеме (включают не всех больныхCOVID-19); сообщением главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ «Абдулинская МБ» не подавала экстренное извещение на С.В.П с диагнозом: Новая коронавирусная инфекция.
Таким образом, оценив все представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что в действиях должностного лица Маликовой Н.В. содержится состав административного правонарушения, и квалифицирует ее действия по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Довод защитника Даниловой Н.Г. о том, что дело об административном правонарушении в отношении Маликовой Н.В. подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, суд находит необоснованным, поскольку согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение составляет один год.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрено назначение административного наказания для должностных лиц в виде штрафа от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Обстоятельствами смягчающими административную ответственность суд признает совершение правонарушения впервые, наличие малолетнего ребенка.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность судом не установлено.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Принимая во внимание характер правонарушения, данные о личности правонарушителя, а также отсутствие тяжких последствий от совершенного правонарушения, суд приходит к выводу о возможности назначения должностному лицу Маликовой Н.В. наказания в виде административного штрафа, с применением положений ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 29.1-29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать должностное лицо Маликову Н. В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и назначить наказание с применением ч. 2.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в доход государства в размере 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ сумма штрафа подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления в силу настоящего постановления по следующим реквизитам:
получатель Управление Федерального казначейства по <адрес> (Управление Роспотребнадзора по <адрес>), ИНН 5610086110, КПП 561001001. Банк Отделение Оренбург//УФК по <адрес>, БИК 015354008, счет 40№, КБК 14№, наименование платежа: оплата административного штрафа по постановлению, УИН 14№.
В силу ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: А.<адрес>