РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2015 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего Фефеловой З.С.,
при секретаре Васёвой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2378/2015 по иску прокурора Ленинского района г. Нижний Тагил Свердловской области в интересах Решетникова Д.К. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г.Нижний Тагил о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Ленинского района г. Н. Тагила в интересах Решетникова Д.К. обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ «Фонд жилищного строительства Свердловской области», Управлению социальной политики по Ленинскому району г. Н. Тагила о признании бездействия Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, не приобретшего жилье для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Решетникова Д.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным; обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области однократно распределить Решетникову Д.К. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построенное (приобретенное) за счет субъекта Российской Федерации «Свердловская область», находящееся в черте г. Н.Тагила, общей площадью не менее 15 кв.м и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам; возложении на ГКУ «Фонд жилищного строительства Свердловской области» обязанности заключить с Решетниковым Д.К. договор найма специализированного жилищного фонда распределенного Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области жилья сроком на 5 лет; возложении на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Н.Тагила обязанность обеспечить подписание соответствующего договора Решетниковым Д.К. и возврата экземпляра договора найма специализированного жилого помещения в ГКУ «Фонд жилищного строительства Свердловской области» в течение 5 рабочих дней от даты подписания Решетниковым Д.К.
В обоснование заявленных требований указано, что Решетников Д.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать С.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Р.К.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер. ДД.ММ.ГГГГ Решетников Д.К. был зачислен в число воспитанников Детского дома-школы г. <...>. За Решетниковым Д.К., его братом и сестрой: Р.М.К., Р.М.К. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, находящееся в многоквартирном одноэтажном жилом доме барачного типа. Постановлением Главы <...> городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Решетников Д.К. включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма. ДД.ММ.ГГГГ учетное дело на имя Решетникова Д.К. направлено в Управление социальной политики по Ленинскому району г. Н.Тагила в связи с поступлением заявителя на обучение в образовательное учреждение г. Н.Тагил. Приказом ТОИОГВ СО-УСП МСП СО по Ленинскому району г. Н.Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ Решетников Д.К. принят на учет и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Решетников Д.К. не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Данный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу в ДД.ММ.ГГГГ году. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Решетников Д.К. обучался в ГБОУ СПО СО «<...>». Согласно справки УФМС России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ заявитель регистрации в г. Н.Тагиле не имеет, прав на недвижимое имущество на территории г. Н.Тура на имя заявителя не зарегистрировано, на территории МО г. Н.Тагил на имя заявителя прав на недвижимое имущество не зарегистрировано. В настоящее время жилое помещение не приобретено и по договору найма специализированного жилого помещения Решетникову Д.К. не предоставлено.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Н.Тагила Масленников В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Истец Решетников Д.К. в судебном заседании поддержал требования, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнений не заявил.
Представитель ответчика – Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерство социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г.Нижний Тагил (далее Управление социальной политики) в настоящее судебное заседание не явился.
В предварительном судебном заседании от 22.09.2015 - Сазонова С.С., специалист первой категории отдела опеки и попечительства ТОИОГВ СО-УСП МСП СО по Ленинскому району г. Н.Тагила, требования не признала, пояснив, что согласно п.2 ст. 2 Закона СО от 19.12.2012 №107-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» документы учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых до ДД.ММ.ГГГГ на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, передаются до ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, органам опеки и попечительства, осуществляющими деятельность на территории соответствующего муниципального образования. В связи с чем, документы учета Решетникова Д.К. переданы Администрацией Муниципального образования г. <...> в Управление социальной политики по г. <...> и направлены в Управление социальной политики по Ленинскому району г. Н.Тагил. Решетников Д.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящийся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, на основании приказа начальника управления социальной политики по Ленинскому району г. Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ №, порядковый номер в книге учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №. Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 №491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п.п.3 п.1 данного постановления на Министерство социальной политики Свердловской области возложено полномочие только по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 №527-ПП утверждены Порядок приобретения (строительства жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей0сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 9 Порядка предоставления жилых помещений, уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства». Согласно п.4 Порядка предоставления жилых помещений, учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области – Управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области. Согласно Порядку обновления списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, утвержденному приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 08.08.2013 №483, список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежеквартально утверждается приказом начальника управления социальной политики по Ленинскому району г. Н.Тагил и направляется в Министерство социальной политики Свердловской области. Решетников Д.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в указанный список. Согласно Порядку предоставления для распределения детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в управления социальной политики адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади: 1). По построенным жилым помещениям – в течение 3 рабочих дней от даты получения Фондом кадастрового паспорта на жилое помещение; 2). По приобретенным жилым помещениям – в течение 5 рабочих дней от даты регистрации государственного контракта на приобретение жилого помещения. Управления социальной политики в течение 21 рабочего дня от даты получения адресного перечня жилых помещений предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку (в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 16.12.2013 №1525-ПП). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджеты жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указывается фамилия, имя, отчество гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения. Фонд в течение 7 рабочих дней от даты получения из управлений социальной политики предложений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений осуществляет подготовку приказов о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета. Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений. Форма договора найма специализированных жилых помещений устанавливается законодательством РФ. Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. В связи с тем, что до настоящего времени Фондом не направлен адресный перечень жилых помещений, отсутствует приказ о распределении Решетникову Д.К. жилого помещения, построенного (приобретенного) за счет средств областного бюджета, не направлен в адрес Управления договор найма специализированного жилого помещении для подписания его Решетниковым Д.К. исковое требование о возложении на управление социальной политики по Ленинскому району г. Н.Тагила обязанности обеспечить подписание соответствующего договора с Решетниковым Д.К. и возврата экземпляра договора найма специализированного жилого помещения в ГКУ ФО «Фонд жилищного строительства» в течение 5 рабочих дней, не может быть исполнено управлением. Исходя из вышеизложенного, Управление социальной политики по Ленинскому району г. Н.Тагил не может являться надлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Представитель ответчика - Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в адрес суда направил отзыв на исковое заявление, содержащий ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В письменном отзыве представитель ответчика – Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» указал, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 № 1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета. В соответствии с п.3 Постановления Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24.04.2013 «Об утверждении Порядка приобретения жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Порядок) источником финансирования являются средства областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, а получателем бюджетных средств является Фонд. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Фонд размещает государственный заказ на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот и в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области. Также, согласно изменениям, внесенным в действующее законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исключен п.п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан вне очереди на основании договора социального найма жилого помещения и не установлен срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно действующему законодательству РФ учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами власти Свердловской области – Управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области. На основании приказа Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерств социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Н. Тагила от ДД.ММ.ГГГГ № Решетников Д.К. принят на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Полагают, что нарушений прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных истцом требований, в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели.
Представители третьих лиц – Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, Правительство Свердловской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены своевременно и надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, направив письменные отзывы на заявленные требования.
В своем отзыве Министерство финансов Свердловской области указало следующее: «1. В соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 г. № 1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета. В функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. 2. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений (далее - дети-сироты), в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с абзацем 2 ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Списки указанных выше лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Исходя из смысла пункта 1-1 статьи 4, пункта 6 статьи 5 Закона Свердловской области от 22.03.2006 г. № 17-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях предоставления им жилых помещений специализированного жилищного фонда Свердловской области осуществляют органы опеки и попечительства (Территориальные исполнительные органы государственной власти -управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области). Согласно п. 2 статьи 5 Закона Свердловской области от 07.12.2012 г. № 96-03 «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» решения о предоставлении жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей принимаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области, определенными Правительством Свердловской области. В соответствии с Постановлениями Правительства Свердловской области от 24.04.2013 г. № 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от 16.04.2013 г. № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и заключению договора найма специализированного жилого помещения возложены на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и ГКУ СО «Фонд жилищного строительства». Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не обеспеченные жильем на момент вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, обеспечиваются им по достижении 18 лет в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Помимо этого необходимо отметить, что в соответствии с пп. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции статьи 3 Закона № 15-ФЗ), с ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей исключены из перечня граждан, которым жилые помещения предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений регламентировано положениями главы 9 ЖК РФ, которые не предусматривают права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное обеспечение жилым помещением и не устанавливают срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется путем принятия их на учет в порядке, предусмотренном действующим законодательством, без предоставления жилых помещений во внеочередном порядке».
Правительство Свердловской области в своем отзыве указало следующее: «Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предоставление однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет. Договор найма специализированного жилого помещения при определенных условиях (в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации) может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, достигших возраста 14 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Порядок формирования данного списка установлен статьей 4 Областного закона от 20.03.2006г. № 17-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области». В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ по заявлению лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. В соответствии со ст.ст. 99, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно строке 506 Приложения 9 к закону Свердловской области «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области является главным распорядителем бюджетных средств по строке «Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений». В настоящее время, во исполнение ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), Правительством Свердловской области приняты постановления № 491-ПП от 16.04.2013г. «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также № 527-ПП от 24.04.2013г. «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с названными нормативными правовыми актами Правительства Свердловской области полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без. попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, наделены Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства». Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты принятия приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в двух экземплярах, подписанных со стороны Фонда, в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений в одном экземпляре возвращаются управлениями социальной политики в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в своем отзыве указано, что согласно установленному порядку, Министерство осуществляет функции по учету специализированных жилых помещений, полномочия по предоставлению детям-сиротам этих помещений по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Заслушав прокурора, истца, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Основания и порядок предоставления указанным выше лицам жилого помещения специализированного жилищного фонда предусмотрено главой 9 ЖК РФ.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст.98.1).
Согласно ч. 8 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч. 1 ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В судебном заседании установлено, что Решетников Д.К. относится к лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, входит в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, включен во внеочередной список на предоставление жилых помещений по договорам социального найма, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением по Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что подтверждается следующими письменными доказательствами:
- копией свидетельства о рождении Решетникова Д.К., где в графе отца указан Р.К.Е., в графе мать – С.И.В. (л.д.10),
- копиями свидетельств о смерти С.И.В. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), о смерти Р.К.Е. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12),
- выпиской из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по <...> о зачислении Решетникова Д.К. в число воспитанников детского дома-школы на полное государственное обеспечение (л.д.13),
- актом обследования жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д.14), из которого следует, что жилое помещение, состоящее из 2-х комнат, общей площадью 34 кв.м, в том числе жилой – 25,7 кв.м, находится в многоквартирном одноэтажном неблагоустроенном доме барачного типа, состоящем на учете по ветхому жилью. Данная жилая площадь закреплена за несовершеннолетними: Р.М.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Решетниковым Д.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Р.М.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р. В настоящее время по этому адресу зарегистрированы и проживают: С.Л.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р. – бабушка Р., С.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. – тетя несовершеннолетних Р. (л.д.14),
- справкой № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Решетников Д.К.воспитывается и обучается в ГОУ СО «<...>», находится на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.15),
- заявлением директора ГОУ СО «<...>» Ш.О.Г. на имя Управления социальной защиты населения ГО-отдел семейной политики, опеки и попечительства, социальных гарантий и льгот о включении с список льготного получения жилого помещения Решетникова Д.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., т.е. жилое помещение по адресу: <адрес>, признано ветхим (л.д.16),
- выпиской из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ года о постановке на учет Решетникова Д.К. в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включении во внеочередной список на предоставление помещений по договорам социального найма(л.д.18),
- сведениями Нижнетуринского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за № о принятии Решетникова Д.К. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, номер его очереди во внеочередном порядке по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – 57(л.д.21),
- приказом ТОИОГВ СО – УСП МСП СО по <адрес> г. Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ № о принятии на учет Решетникова Д.К. для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилищного фонда <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ; включении в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилого помещения дл детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного и жилищного фонда Свердловской области (л.д.23),
- справкой № Отдела жилищно-коммунального хозяйства, строительства и ремонта, согласно которой по адресу: <адрес> значатся зарегистрированными: С.Л.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Р.М.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.24),
- сведениями Нижнетуринского городского округа о том, что согласно договора найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Решетников Д.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не является нанимателем и членом семьи нанимателя данного жилого помещения (л.д.26),
- договором найма жилого помещения на территории Нижнетуринского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Решетников Д.К. не является ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.27-28),
- письмом ТОИОГВ СО-УСП МСП <адрес> г. Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ № на имя МО «<адрес>», Главы администрации Т.Ф.П. об отмене п.2 постановления Главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлении в областной центр социальной помощи семье и детям Решетникова Д.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р.» (л.д.29), и ответом на ходатайство и заключением №, из которого также следует, что жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д.30, 31-32),
- справкой директора НТ ТЖКиГХ об обучении Решетникова Д.К. в ГБОУ СПО СО «<...>» по очной форме по основным образовательным программам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д.33),
- сведениями Нижнетуринского отдела УФРС по СО, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области об отсутствии у Решетникова Д.К. недвижимого имущества, зарегистрированного за ним на праве собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.34,35,40),
- сведениями с филиала СОГУП «Областной Центр недвижимости» - «Горнозаводское БТИ и РН», - «Нижнетуринское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» об отсутствии сведений о жилых помещениях, расположенных а территории г. Н.Тагила, принадлежащих на праве собственности Решетникову Д.К. (л.д.37, 39),
- ответом <...> городского округа на имя прокурора Ленинского района г. Н.Тагила, из которого следует, что Решетников Д.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является членом семьи нанимателя С.Л.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Дом, находящийся по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2013 -2015 годах», утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Мероприятия по расселению указанного дома запланированы на ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.38),
- выпиской из постановления Главы Нижнетуринского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке Решетникова Д.К., с составом семьи - 1 человек, на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; включении его во внеочередной список на предоставление жилых помещений по договорам социального найма;
- выпиской из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по <...> о зачислении Решетникова Д.К., прибывшего ДД.ММ.ГГГГ из г. <...> на полное государственное обеспечение(л.д.43),
- приказом отДД.ММ.ГГГГ № об отчислении Решетникова Д.К. из числа воспитанников ГКОУ СО «<...>», выбывшего ДД.ММ.ГГГГ в ГБОУ СПО СО «<...>» (л.д.44).
Таким образом, жилищные права, приобретенные Решетниковым Д.К.. по категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат реализации на условиях однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, заключаемому на пятилетний срок.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 года за № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области:
1) Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:
по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства";
по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области:
по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области;
3) Министерство социальной политики Свердловской области:
по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области;
по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в установленном порядке.
Согласно положениям Постановления Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24.04.2013 года «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставлении жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям–сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области; получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», который размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений. Жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность в соответствии с настоящим Порядком, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда. Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет учет жилых помещений, приобретенных детям-сиротам, включенных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, в Реестре государственного имущества Свердловской области. Учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области, которое ежегодно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, предшествующего планируемому, предоставляет в Фонд предварительный список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Уточненный список детей-сирот направляется Министерством социальной политики Свердловской области в Фонд в срок до ДД.ММ.ГГГГ предшествующего планируемому.
Для распределения детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в управления социальной политики адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади:
1) по построенным жилым помещениям - в течение 3 рабочих дней от даты получения Фондом кадастрового паспорта на жилое помещение;
2) по приобретенным жилым помещениям - в течение 5 рабочих дней от даты регистрации государственного контракта на приобретение жилого помещения.
Управления социальной политики в течение 7 рабочих дней от даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указывается фамилия, имя, отчество гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения.
Фонд в течение 7 рабочих дней от даты получения из управлений социальной политики предложений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений осуществляет подготовку приказов о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета.
Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений. Форма договора найма специализированных жилых помещений устанавливается законодательством Российской Федерации.
Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет.
В соответствии с приказом Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г.Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ,, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилья, принята на учет по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для целей представления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области (л.д.19).
Доводы представителя ответчика – Управления социальной политики о том, что исполнительный орган наделен полномочиями только по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда являются несостоятельными, поскольку Управление социальной политики участвует в процессе подписания договора найма специализированного жилого фонда, так как именно в указанный исполнительный орган Фонд жилищного строительства направляет для подписания детьми-сиротами указанные договоры найма. При этом Управление социальной политики обязано вернуть в Фонд жилищного строительства подписанные экземпляры договоров найма в течение 5 рабочих дней от даты их подписания детьми-сиротами. Даная обязанность Управления социальной политики является составной частью процедуры предоставления жилья детям-сиротам, определенной областным Правительством в указанных выше нормативных актах. Совершение таких действий данным ответчиком является необходимой и обязательной стадией порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с чем суд считает обоснованными требования прокурора о возложении обязанности на Управление социальной политики по обеспечению подписания и возвращения договора найма специализированного жилого помещения в ГКУ «Фонд жилищного строительства Свердловской области».
В судебном заседании установлено, что Решетников Д.К. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. В связи с чем, в силу вышеназванных норм законодательства, имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, чем нарушены гарантированные государством права на обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.
Таким образом, бездействие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, как компетентного органа государственной власти, выразившееся в неисполнении в отношении Решетникова Д.К. полномочий, возложенных на него Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП создает препятствия в реализации истцом своих жилищных прав и является незаконным.
С учетом указанных обстоятельств, исходя из анализа приведенных норм, требования прокурора являются законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 12, 194-198, 209, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.<...>, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 15 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ 5 ░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░. ░. ░░░░░░░░.