дело №2-523/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абдулино 11 сентября 2023 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Бугайца А.Г.,
при секретаре Кондрашовой А.С.,
с участием Абдулинского межрайонного прокурора <адрес> Фролова Е.Н.,
ответчиков Зайнуллиной И.Л., Воронцовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдулинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Алексеевой В. Д. к Зайнуллиной И. Л. и Воронцовой С. А. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением,
У С Т А Н О В И Л:
Абдулинскиймежрайонный прокурор, действующий в интересах Алексеевой В.Д. обратился в суд с иском к Зайнуллиной И.Л. и Воронцовой С.А. о компенсацииморальноговреда,причиненногопреступлением, указав, что постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело о совершении Зайнуллиной И.Л. и Воронцовой С.А. преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 139, ч.1 ст. 139 УК РФ прекращено по ст. 25 УПК РФ в связи с примирением сторон. Материалами уголовного дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 13.30 час.по 15.00 час. Зайнуллина И.Л. и Воронцова С.А., группой лиц по предварительному сговору, действуя совместно, с прямым умыслом, направленным на незаконное проникновение в жилище Алексеевой В.Д. без согласия последней, осознавая опасность своих действий и предвидя наступление общественно опасных последствий в виде нарушения положения ст. 25 Конституции РФ, согласно которой жилище неприкосновенно и никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения, при отсутствии на то законных оснований, подойдя к домовладению, расположенному по адресу: <адрес>, без согласия Алексеевой Д.В., осознавая, что последняя запрещала им входить в него, требовала покинуть ее домовладение, не имея на то никаких законных оснований и осознавая, что сами в данном жилище не проживают, не зарегистрированы, право собственности или иное право на нахождение в нем не имеют, осознавая противоправность своих действий, умышленно, незаконно, против воли Алексеевой В.Д., путем нанесения совместных ударов металлическим ломом взломали запорные механизмы в двух запертых дверях и проникли внутрь дома через указанные двери.
В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Нарушение имущественных и личных неимущественных прав преступлением подлежит восстановлению на основании статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Физические и нравственные страдания причинены Алексеевой В.Д. умышленными действиями Зайнуллиной И.Л. и Воронцовой С.А., связанными с нарушением неприкосновенности жилища, то есть незаконным проникновением в жилище, совершенным против воли проживающего в нем лица. С учетом фактических обстоятельств дела, размер компенсации морального вреда оценен в 100000 рублей.
Прокурор обратился в суд с иском в интересах Алексеевой В.Д. в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, поскольку последняя в силу своего возраста самостоятельно обратиться в суд с иском не может, денежных средств на оплату услуг адвоката не имеет.
С учетом уточненных требований просилсуд взыскатьс Зайнуллиной И.Л. в пользу Алексеевой В.Д. компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, взыскатьс Воронцовой С.А. в пользу Алексеевой В.Д. компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебном заседании Абдулинский межрайонный прокурор Фролов Е.Н., действующий в интересах Алексеевой В.Д. поддержалуточненные исковые требования.
Истец Алексеева В.Д. извещенная о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, в представленном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковое заявление просила удовлетворить, указав, что незаконными действиями ответчиков нарушены ее личные неимущественные права, связанные с неприкосновенностью ее жилища, ей причинен моральный вред, нравственные страдания. В момент незаконного проникновения ответчиками в ее жилище она испугалась за свою жизнь и здоровье, поскольку действовали они агрессивно, при проникновении в дом использовали металлический лом, которым сломали замки двух запертых входных дверей.
Ответчики Зайнуллина И.Л. и Воронцова С.А. с исковыми требованиями не согласились, указав,что из постановления о прекращении уголовного дела за примирением сторон от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в судебном заседании потерпевшие Алексеева В.Д. и Лемкин В.В. заявили ходатайство, представили заявление с просьбой прекратить в отношении Зайнуллиной И.Л. и Воронцовой С.А. уголовное дело, в связи с примирением. В ходе рассмотрения дела судьей установлено, что Зайнуллина И.Л. и Воронцова С.А. загладили причиненный вред в виде принесения извинений и возместили материальный ущерб в виде покупки дверного замка, окон и помощью по их установке, они их прощают, претензий к ним не имеют. Считают, что вред от преступления возмещен в полном объеме, что явилось основанием к прекращению дела. Считают, что оснований для удовлетворения искового заявления не имеется.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность по возмещениюморальноговредапутем выплаты денежной компенсации определена в статьях150,151,1099-1101 ГКРФ.
Согласно статье151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанноговреда.
При определении размера компенсацииморальноговредасуд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которомупричиненвред.
В соответствии с положениями статей1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданинуморальноговредаопределяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 настоящего Кодекса.
В силу статьи 1101 ГК РФ компенсацияморальноговредаосуществляется в денежной форме. Размер компенсацииморальноговредаопределяется судом в зависимости от характерапричиненныхпотерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителявредав случаях, когда вина является основанием возмещениявреда. При определении размера компенсациивредадолжны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям, данным в п.1 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу п. 17 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ факт причинения морального вреда потерпевшему от преступления, в том числе преступления против собственности, не нуждается в доказывании, если судом на основе исследования фактических обстоятельств дела установлено, что это преступление нарушает личные неимущественные права потерпевшего либо посягает на принадлежащие ему нематериальные блага.
В силу п. 18 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего.
Таким образом, в силу указанных выше положений ГКРФи разъяснений Постановления ПленумаВС РФ моральныйвредподлежит компенсации, если онпричинендействиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему личные нематериальные блага.
В соответствии с ч. 4ст.61Гражданского процессуального кодексаРФвступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> и в административно-территориальных границах всего <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело и уголовное преследование в отношении Зайнуллиной И.Л. и Воронцовой С.А., обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 139, ч.1 ст. 139 УК РФ прекращено по ст. 25 УПК РФ в связи с примирением сторон.
Из постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 13.30 час.по 15.00 час. Зайнуллина И.Л. и Воронцова С.А., группой лиц по предварительному сговору, действуя совместно, с прямым умыслом, направленным на незаконное проникновение в жилище Алексеевой В.Д. без согласия последней, осознавая общественную опасность своих действий и предвидя наступление общественно опасных последствий в виде нарушения положения ст. 25 Конституции РФ, согласно которой жилище не прикосновенно и никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения, при отсутствии на то законных оснований, подойдя к домовладению, расположенному по адресу: <адрес>Курмей, <адрес>, без согласия Алексеевой В.Д., осознавая, что последняя запрещала им входить в него, требовала покинуть ее домовладение, не имея на то законных оснований и осознавая, что сами в данном жилище не проживают, не зарегистрированы, право собственности или иное право на нахождение в нем не имеют, осознавая противоправность своих действий, умышленно, незаконно, против воли Алексеевой В.Д., путем нанесения совместных ударов металлическим ломом, сломали запорные механизмы в двух запертых дверях и проникли внутрь дома через указанные двери. Органом расследования действия обвиняемой Зайнуллиной И.Л. и Воронцовой С.А. квалифицированы по ч.1 ст. 139 УК РФ, как нарушение неприкосновенности жилища, то есть незаконные проникновения в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица.
Факт совершения противоправных действий при изложенных выше обстоятельствах ответчики Зайнуллина И.Л. и Воронцова С.А. подтвердили в судебном заседании.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что уголовное дело в отношении Зайнуллиной И.Л. и Воронцовой С.А. прекращено по не реабилитирующим основаниям.
При разрешении заявленных требований о возмещенииморальноговреда,причиненногов результате незаконного проникновения в жилище, суд исходит из того, что такойвредкомпенсируется в случаях посягательства на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага либо нарушения его личных неимущественных прав. При этом должны быть установлены следующие обстоятельства: наличие противоправных действий лица, возникновение у потерпевшего физических и (или) нравственных страданий, вина причинителявреда, а также причинно-следственная связь между его действиями и возникновением вредных для потерпевшего последствий. Отсутствие хотя бы одного из указанных обстоятельств исключает право потерпевшего требовать компенсации морального вреда.
В статье151 ГКРФустановлена ответственность за действия, нарушающие личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
К нематериальным благам пунктом 1 статьи150 ГКРФотнесены, в том числе жизнь и здоровье, неприкосновенность жилища, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ неприкосновенность жилища является личным правом и свободой гражданина.
Нормы международного права также рассматривают данное благо как нематериальное.
В соответствии со ст. 12 Всеобщей декларации прав и свобод человека (1948 г.) никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено нарушение неимущественных прав истца, связанных с незаконным проникновением в жилище истца, совершенное против воли истца, то суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Довод ответчиков о том, что не было оснований для подачи иска посредством обращения прокурора, суд находит несостоятельным, поскольку в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Иск в интересах Алексеевой В.Д. подан прокурором в силу того, что она в силу возраста самостоятельно обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда не может, денежных средств на оплату услуг адвоката не имеет.
Определяя размер компенсацииморальноговреда, суд учитывает характер и степеньиспытываемых нравственных и физических страданий, обстоятельства, при которыхпричиненвред. В своем заявлении истец Алексеева В.Д. указала, что незаконными действиями ответчиков нарушены ее личные неимущественные права, связанные с неприкосновенностью ее жилища, ей причинен моральный вред, нравственные страдания. В момент незаконного проникновения ответчиками в ее жилище она испугалась за свою жизнь и здоровье, поскольку действовали они агрессивно, при проникновении в дом использовали металлический лом, которым сломали замки двух запертых входных дверей.
Также суд учитывает, имущественное и семейное положение ответчиков. Так судом установлено, что ответчик Зайнуллина И.Л. в настоящее время не трудоустроена, на иждивении имеет несовершеннолетнего ребенка, доход супруга составляет 15000 – 18000 рублей в месяц. Ответчик Воронцова С.А. является пенсионером, размер пенсии составляет 11000 рублей, на иждивении имеет одного несовершеннолетнего ребенка, доход супруга составляет 12000 рублей в месяц.
В соответствии со ст. 1103 ГК РФ, с учетом разумности и справедливости суд находит исковые требования о компенсации морального вреда законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, в сумме 3 000 рублей с каждого из ответчиков, что по мнению суда является соразмерным характеру и объему нравственных переживаний Алексеевой В.Д.
В соответствии сост. 98 ГПК РФс ответчиков подлежат взысканию в равных долях расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Абдулинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Алексеевой В. Д. к Зайнуллиной И. Л. и Воронцовой С. А. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением удовлетворить частично.
Взыскать с Зайнуллиной И. Л. в пользу Алексеевой В. Д. в качествекомпенсации морального вреда 3000 (три тысячи) рублей.
Взыскать с Воронцовой С. А. в пользу Алексеевой В. Д. в качестве компенсации морального вреда 3000 (три тысячи) рублей.
Взыскать с Зайнуллиной И. Л. госпошлину в доход местного бюджета в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Взыскать с Воронцовой С. А. госпошлину в доход местного бюджета в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Оренбургский областной суд черезАбдулинский районный суд <адрес>.
Судья: А.<адрес>
Мотивированное решение составленоДД.ММ.ГГГГ.