Дело №
УИД: 21RS0006-01-2023-001320-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре судебного заседания Лотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой Е.А. к администрации <данные изъяты>, Кузьминой Т.И. о признании права собственности на гараж в порядке наследования по закону,
установил:
Кузьмина Е.А. обратилась в суд с иском к администрации <данные изъяты>, Кузьминой Т.И. о признании в порядке наследования по закону после <данные изъяты> К., умершего ДД.ММ.ГГГГ, права собственности на гараж площадью № кв. метров, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее <данные изъяты> К., после смерти которого открылось наследство на гараж общей площадью № кв. метр, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по указанному адресу. При жизни <данные изъяты> построил данный гараж, однако завещание не оставил. Наследниками первой очереди по закону после смерти К. являются его <данные изъяты> К. и <данные изъяты> – она (истец). <данные изъяты> К. на наследство <данные изъяты> не претендует. Других наследников первой очереди по закону не имеется, спор о праве на наследство отсутствует. Фактически она приняла наследство после смерти <данные изъяты>, так как на момент смерти последнего приняла меры к сохранности имущества умершего: использует гараж по назначению, где хранит автотранспорт личного пользования, содержит гараж в надлежащем состоянии. По истечении шестимесячного срока она обратилась к нотариусу, чтобы вступить в наследство на вышеуказанный гараж, однако ей устно было отказано со ссылкой на отсутствие правоустанавливающих документов на гараж. Признать истца наследником, фактически принявшим наследство и собственником указанного имущества не представляется возможным каким-либо иным способом, кроме как в судебном порядке.
Истец Кузьмина Е.А. и ее представитель-адвокат Зинатулина И.Ю., извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. В заявлении просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации <данные изъяты>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заявлении указал, что спор по данному делу отсутствует, вопрос об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда (л.д№).
Ответчик Кузьмина Т.И., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, указала, что иск Кузьминой Е.А. признает, просит его удовлетворить.
Третье лицо <данные изъяты> по строительству и эксплуатации коллективного гаража-стоянки, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интернет-сайте Канашского районного суда Чувашской Республики в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В силу ст. 213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.
Согласно ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Данная норма права в качестве оснований для возникновения права собственности на вновь созданную вещь называет два юридически значимых обстоятельства: создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при ее создании.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что нежилое помещение - кирпичный гараж общей площадью № кв. метр, расположенный по адресу: <адрес>, построен при жизни К.; чье-либо право на гараж в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано (л.д. №); чьих-либо прав и охраняемых законом интересов других лиц не нарушает, также никем не предъявлялись требования о сносе гаража и освобождении земельного участка.
Эти обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются: изложенными в иске Кузьминой Е.А. доводами; сообщением администрации <данные изъяты> о том, что спор по данному иску отсутствует (л.д. №); списком членов гаражного кооператива <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в данном списке под номером № указан К., зарегистрированный по адресу: <адрес> (л.д. №).
Из технического плана здания следует, что гараж расположен по адресу: <адрес>; кадастровый квартал, в пределах которого расположен объект недвижимости имеет №; кадастровый номер земельного участка, в границах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, имеет номер №; площадь объекта недвижимости – № кв. метр (л.д. №).
Гаражный кооператив <данные изъяты> (далее – гаражный кооператив <данные изъяты>), в пределах территории которого расположен указанный гараж, внесен в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, основной вид деятельности - деятельность стоянок для транспортных средств (л.д. №).
Постановлением главы администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ за гаражным кооперативом <данные изъяты> на праве аренды закреплен земельный участок площадью № кв. метров для размещения и эксплуатации коллективного гаража-стоянки для автомототранспорта сроком на № лет (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <данные изъяты> (арендодатель) и гаражным кооперативом <данные изъяты> (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №, находящегося в муниципальной собственности на территории <данные изъяты> (л.д. №).
По условиям данного договора арендодатель на основании постановления главы администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок, имеющий кадастровый № площадью № кв. метров, расположенный по адресу: <адрес> для размещения гаражей для автомототранспорта, категория земель - земли поселений в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка (приложение №) и в качественном состоянии как он есть (приложение №).
Срок действия договора определен сторонами на № лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пункт № договора аренды земельного участка).
Разделом № указанного договора предусмотрено, что арендатор имеет право на продление в преимущественном порядке договора на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, переданному арендодателю не позднее, чем за 60 календарных дней до истечения срока его действия (пункт № договора аренды земельного участка).
Вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв.м поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и имеет категорию земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – объекты гаражного назначения (л.д №).
По сведениям филиала ППК «Роскадастр» по ЧР ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация аренды указанного земельного участка на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Гаражного кооператива <данные изъяты> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Из сообщения БУ <данные изъяты> следует, что сведения о регистрации права собственности и ограничений, до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> площадью № кв. м (земельный участок с кадастровым номером №) в архиве не имеется, инвентарного дела на гараж не имеется (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ между гаражным кооперативом <данные изъяты> (арендатор) и К. (субарендатор), зарегистрированным по адресу: <адрес> заключен договор № субаренды земельного участка, расположенного в гаражном кооперативе <данные изъяты> согласно которому арендатор, принявший от администрации <данные изъяты> (арендодателя) в аренду земельный участок общей площадью № кв. метров для размещения и эксплуатации коллективного гаража-стоянки для автомототранспорта сдает, а субарендатор принимает в пользование на условиях субаренды земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью № кв. метра для содержания кирпичного гаража, категория земель – земли населенных пунктов в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка (приложение 1). Договор заключается сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Разделом 4 указанного договора субаренды земельного участка предусмотрено, что субарендатор имеет право на продление в преимущественном порядке договора на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, переданному арендодателю не позднее, чем за 30 календарных дней до истечения срока его действия (пункт № договора субаренды земельного участка).
Учитывая, что договор аренды земельного участка между администрацией <данные изъяты> и гаражным кооперативом <данные изъяты> продлевался; спорный гараж находится на земельном участке, переданном в аренду гаражному кооперативу <данные изъяты> К. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значился в списке членов гаражного кооператива <данные изъяты> под номером № (л.д. №), суд приходит к выводу о том, что договор № субаренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между гаражным кооперативом <данные изъяты> и субарендатором – К. был фактически пролонгирован.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности К. на указанный гараж не зарегистрировано (л.д. №)
Однако само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности не может быть препятствием для перехода существующего права собственности в порядке наследования. Государственная регистрация права не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться находящимся у лица на законных основаниях имуществом.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Как указано в абз. втором п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество (абз. второй п. 4 названного выше Постановления).
Тот факт, что наследодатель при жизни не осуществил регистрацию права собственности на гараж, не может являться основанием, препятствующим переходу права собственности на данный объект в порядке наследования.
Как следует из свидетельства о смерти (л.д. № и записи акта о смерти К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (л.д. №).
При изложенных обстоятельствах в наследственную массу К. подлежит включению гараж, расположенный по адресу: <адрес>
В силу части 4 статьи 35 Конституции РФ право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
Со смертью гражданина в соответствии со ст. ст. 1112, 1113 ГК РФ открывается наследство, в состав которого входят принадлежавшие ему на день смерти вещи, имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Завещание К. суду не представлено, нотариусами <данные изъяты> не удостоверялось (л.д. №).
В силу пункта 1 статьи 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 указанного кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (ст. 1146 ГК РФ).
Согласно пп. 1, 2 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Судом установлено, что наследниками по закону после смерти К. являются его <данные изъяты> Кузьмина Т.И. (ответчик) (л.д. №) и его <данные изъяты> Кузьмина Е.А. (истец), которые на дату смерти наследодателя были зарегистрированы по одному месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. №).
Из сообщений нотариусов <данные изъяты> следует, что наследственное дело на имущество К. не заводилось (л.д. №). Данное обстоятельство означает, что никто из наследников в установленный законом срок после смерти К. по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался.
В п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российский Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п.2 ст.1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст.1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
В соответствии со ст.ст. 1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства возможно в течение шести месяцев со дня открытия наследства путем подачи заявления нотариусу, а также признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он в тот же срок совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В нотариальной и судебной практике проживание наследника в одном доме с наследодателем на день открытия наследства рассматривается как фактическое принятие наследства, поскольку такой наследник неизбежно вступает во владение предметами домашнего обихода и личными вещами, которые принадлежали наследодателю. В данном случае презумпция принятия наследства распространяется на <данные изъяты> наследодателя Кузьмину Е.А.
К числу наследников, фактически принявших наследство, также можно отнести <данные изъяты> наследодателя Кузьмину Т.И., которая находилась на регистрационном учете совместно с наследодателем К., но не осознавала, что ее действия порождают какие-то юридические последствия, так как не имела намерения становиться собственником наследственного имущества, потому и не подавали нотариусу заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство. ГК РФ рассматривает принятие наследства как право наследника, а не как его обязанность. Право собственности на имущество не может возникнуть по принуждению.
В связи с этим возможна ситуация, когда совершенные наследником конклюдентные действия, с формальной стороны, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, тем не менее, не отражают воли этого наследника принять наследство. Именно к таким наследникам следует отнести Кузьмину Т.И., которая в заявлении указала о признании иска Кузьминой Т.И. (л.д. №).
Поскольку документы о приобретении К. права собственности на гараж, необходимые для осуществления регистрации права собственности за истцом, как наследником, отсутствуют, ее право подлежит защите путем признания права собственности на указанное наследственное имущество.
При изложенных обстоятельствах суд находит иск Кузьминой Е.А. подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 321 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Кузьминой Е.А. удовлетворить.
Признать за Кузьминой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> (СНИЛС №), в порядке наследования по закону после К., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собственности на гараж общей площадью № кв. метр, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.М. Ефимова