№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2023 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самара в составе председательствующего судьи Ретиной М.Н., при секретаре Дранове Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Джураевой Хидоят к ГУ Отделение Фонда пенсионного и социального РФ по Самарской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости,
установил:
Джураева Х. обратилась в суд с иском к ГУ Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области о признании права на назначение страховой пенсии, обязании назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявления, указано, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ. Ранее она проживала в республике Таджикистан, где с ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена пенсию по возрасту. Выплата указанной пенсии ей была прекращена ДД.ММ.ГГГГ В назначении пенсии ей было отказано, поскольку отсутствует документально подтвержденный страховой стаж в РФ. Полагает, что ответчиком незаконно не включены указанные периоды в стаж, поскольку к правоотношениям по пенсионному обеспечению Джураевой Х. должно применяться Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, так как в настоящее время она проживает на территории РФ и является гражданской России, ранее в Таджикистане была получателем пенсии.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, истец просит признать незаконным отказ ответчика в назначении пенсии незаконным, обязать ответчика включить в её стаж для назначения пенсии периоды с 1970 по 1975 г., с 1987 г. по 1998 г., с 2005 по 2006 г., в ООО «Слепых», периоды ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., назначить Джураевой Х. пенсию с момента возникновения на неё права с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель истца требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ГУ Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно со ст. 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Правом на назначение страховой пенсии по старости пользуются женщины, рожденные в 1961 г., достигшие возраста 55 лет, имеющие продолжительность страхового стажа не менее 7 лет и величину ИПК не ниже 9.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Джураева Х. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии. Решением отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии, поскольку документально подтвержденный страховой стаж на территории РФ отсутствует, что не дает права на пенсионное обеспечение согласно договора между РФ и республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
15.09.2021 г. между РФ и республикой Таджикистан подписан договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, ратифицированный РФ 14.07.2022 г., 21.10.2022 г. указанный договор начал свое действие.
Согласно п. 1 ст. 9 указанного Договора договор основан на пропорциональном принципе и предусматривает назначение и выплату пенсий каждой Договаривающейся Стороной за страховой стаж, приобретенный на её территории, согласно положениям договора и законодательства договаривающихся Сторон.
Суд полагает несостоятельными доводы представителя истца о необходимости применении к спорным отношениям Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, поскольку указанное Соглашение от 13 марта 1992 года прекратило свое действие в отношениях между Российской Федерацией и Таджикистаном с даты вступления в силу Договора от 15 сентября 2021 года, то есть с 21 октября 2022 года.
При этом Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в Душанбе 15 сентября 2021 года, ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 14 июля 2022 г. N 242-ФЗ "О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения", опубликован на официальном интернет - портале правовой информации http://gov.ru 21 октября 2022 г. и соответственно вступил в силу с 21 октября 2022 г.
В соответствии со статьей 19 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в Душанбе 15 сентября 2021 года право на пенсию в соответствии с настоящим Договором возникает с даты вступления его в силу.
Для установления права на пенсию в соответствии с положениями настоящего Договора принимается во внимание страховой стаж, который в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон приобретен и до вступления в силу настоящего Договора (часть 2 статьи 19 Договора от 15 сентября 2021 г.).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Договора от 15 сентября 2021 года пенсии, установленные до вступления в силу настоящего Договора, сохраняются и не пересматриваются с учетом положений настоящего Договора, за исключением социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии в Российской Федерации и случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 статьи 21 Договора от 15 сентября 2021 года настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Договаривающимися Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
В соответствии с п. 3 статьи 21 Договора от 15 сентября 2021 года одновременно со вступлением в силу настоящего Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан прекращает действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
Учитывая указанные положения Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанного в Душанбе 15 сентября 2021 года и вступившего в законную силу на территории Российской Федерации с 21 октября 2022 года, не подлежат применению положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., поскольку на дату обращения Джураевой Х. в Отделение пенсионного фонда с заявлением (ДД.ММ.ГГГГ) о назначении ей страховой пенсии по старости и соответственно на дату принятия пенсионным органом оспариваемого истцом решения об отказе в установлении пенсии от 10.01.2023 г. Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года применению не подлежало, так как уже утратило свою силу.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 9 договора, если страхового стажа, приобретенного по законодательству договаривающейся стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на неё, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которой договаривающаяся сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае, если третье государство подтвердит страховой стаж.
Согласно п. 6 ст. 9 договора в РФ при определении права на пенсию в соответствии с п. 4 и 5 ст. 9 договора величина ИПК определяется за периоды стажа, приобретенного на её территории, а также на территории бывшей РСФСР.
Если по законодательству РФ право на пенсию в связи с отсутствием требуемой величины ИПК не возникает, применяется величина ИПК равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территории республики Таджикистан или Таджикской ССР, а также на территориях третьих государств, с которыми у РФ заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании). При этом один месяц страхового стажа составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день – 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.
В соответствии п. 8 ст. 9 договора, если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной договаривающейся стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот стаж дает право на пенсию.
Все периоды работы Джураевой Х., указанные в трудовой книжке, происходили в республике Таджикистан, страховой стаж не менее 12 месяцев, приобретенный на территории РФ и РСФСР, отсутствует.
Следовательно, требования истца о включении в её стаж для назначения пенсии периодов периоды с 1970 по 1975 г., с 1987 г. по 1998 г., с 2005 по 2006 г., в ООО «Слепых», периоды ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., удовлетворению не подлежат.
В связи с тем, что не подлежат удовлетворению требования истца о включении периодов работы в стаж, не подлежат удовлетворению и требования истца о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Джураевой Хидоят к ГУ Отделение Фонда пенсионного и социального РФ по Самарской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самара в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись М.Н. Ретина
Копия верна.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ