№ 16-4514/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Челябинск 01 сентября 2022 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., изучив жалобу действующего в интересах открытого акционерного общества «Тепло-Энергетик» защитника Подсадной О.Н. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 03/4-369/2021 от 22 октября 2021 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2022 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Тепло-Энергетик»,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 октября 2021 года № 03/4-369/2021 ОАО «Тепло-Энергетик» (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2022 года, постановление должностного лица изменено, исключено указание на обстоятельство, отягчающее административную ответственность Общества в виде повторного совершения однородного административного правонарушения; административное наказание в виде административного штрафа снижено с 200 000 рублей до 150 000 рублей; в остальной части принятое по делу постановление оставлено без изменения.
В жалобе на состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебные акты защитник Общества Подсадная О.Н. просит их отменить, считая их незаконными, и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу части 4 статьи 35 указанного Кодекса количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно части 6 статьи 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
При рассмотрении дела установлено, что 24 мая 2021 года должностным лицом выявлено, что в период с 01 января 2021 года по 31 марта 2021 года в результате использования для сброса сточных и дренажных вод водного объекта - протока Вылпосл (бассейн реки Обь) в черте г. Лабытнанги, предоставленного в пользование Общества на основании решения о предоставлении водного объекта №<данные изъяты> от 28 июня 2016 года, ОАО «Тепло-Энергетик» превышены показатели максимального содержания загрязняющих веществ в воде в месте их сброса, установленные решением Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июня 2016 года, утвержденные приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления от 28 апреля 2016 года № 56-НДС.
Согласно сведениям ОАО «Тепло-Энергетик», полученным в результате учета качества сточных (дренажных) вод в 1 квартале 2021 года, установлен факт превышения допустимого количества загрязняющих веществ при сбросе сточных, в том числе дренажных, вод, в протоку Вылпосл (бассейн реки Обь), а именно: фосфаты, аммоний-ион, нитрат-анион, нитрит-анион, взвешенные вещества, и БПКполн., сбрасываемых в протоку Вылпосл (бассейн реки Обь).
Таким образом, Обществом допущено превышение установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, чем нарушены требования к охране водного объекта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО «Тепло-Энергетик» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям по результатам рассмотрения жалоб на постановление должностного лица признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.
Действия ОАО «Тепло-Энергетик» правильно квалифицированы по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судьи нижестоящих судебных инстанций сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм природоохранного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Состояние канализационно-очистных сооружений, которое не позволяет соблюдать установленные нормативы, основанием для освобождения от ответственности не является.
ОАО «Тепло-Энергетик», являясь коммерческой организацией и эксплуатируя указанные сооружения в предпринимательской деятельности, обязано соблюдать экологические требования и не допускать поступление в окружающую среду вредных веществ. Поэтому техническое состояние канализационно-очистных сооружений не исключает привлечение Общества к административной ответственности.
Оснований ставить под сомнение установленные при рассмотрении данного дела обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы должностного лица, судей нижестоящих судебных инстанций, не имеется.
О месте и времени составления протокола ОАО «Тепло-Энергетик» уведомлено должным образом, соответствующее извещение нарочно вручено управляющей организации АО «Ямалкоммунзнерго», что подтверждено данными о регистрации уведомления 14 сентября 2021 года, удостоверенными печатью юридического лица. На составление протокола законный представитель или защитник ОАО «Тепло-Энергетик» не явились. При надлежащем уведомлении Общества о времени и месте составления протокола он был составлен в их отсутствие в соответствии с положениями части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ. В протоколе отражены сведения, необходимые для разрешения дела, он не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством. Копия протокола вручена управляющей организации АО «Ямалкоммунзнерго» нарочно вместе с определением должностного лица о назначении дела к рассмотрению 22 октября 2021 года, что также подтверждено данными о регистрации входящего документа от 20 октября 2021 года, удостоверенными печатью юридического лица.
Жалоба не содержит доводов, непроверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных актов. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ.
Наказание при пересмотре дела по жалобе на постановление должностного лица снижено обоснованно в пределах санкции части 4 статьи 8.13 КоАП РФ с учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Избранная мера административного наказания является справедливой и соразмерной содеянному, должным образом мотивирована и направлена на достижение целей привлечения к административной ответственности.
Оснований для изменения назначенного административного наказания не имеется.
Указание в жалобе на тяжёлое финансовое положение ОАО «Тепло-Энергетик» не свидетельствует о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы.
Право Общества на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
О времени и месте рассмотрения жалобы должностным лицом Общество было уведомлено, вопреки доводам жалобы, представило письменное ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 03/4-369/2021 от 22 октября 2021 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2022 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Тепло-Энергетик» оставить без изменения, жалобу защитника – без удовлетворения.
Судья Т.Н. Чиркова