№ 16-6292/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар 01 декабря 2023 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Запорожского С.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 270 Усть-Лабинского района Краснодарского края от 16 июня 2023 года и решение судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 03 августа 2023 года, вынесенные в отношении главы муниципального образования Усть-Лабинский район Запорожского Сергея Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 270 Усть-Лабинского района Краснодарского края от 03 августа 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 19 сентября 2022 года, глава муниципального образования Усть-Лабинский район Запорожский С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.76-83,148-150).
Постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2023 года постановление мирового судьи судебного участка № 270 Усть-Лабинского района Краснодарского края от 03 августа 2022 года и решение судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 19 сентября 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 270 Усть-Лабинского района Краснодарского края (л.д.16-166).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 270 Усть-Лабинского района Краснодарского края от 16 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 03 августа 2023 года, глава муниципального образования Усть-Лабинский район Запорожский С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.185-188,203-205).
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении Запорожского С.А. по настоящему делу об административном правонарушении постановление мирового судьи судебного участка № 270 Усть-Лабинского района Краснодарского края от 16 июня 2023 года и решение судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 03 августа 2023 года, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Прокурор Усть-Лабинского района, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче вышеназванной жалобы на указанные выше судебные акты, возражения на неё не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Запорожского С.А. к административной ответственности) предусмотрена ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Основанием для привлечения главы муниципального образования Усть-Лабинский район Запорожского С.А. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в обжалуемых судебных актах обстоятельства того, что администрацией, как получателем средств бюджета - межбюджетных трансфертов по заключенному 08 февраля 2021 года соглашению № 384 и последующим дополнительным соглашениям на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не исполнены условия предоставления межбюджетных трансфертов на 77,7 тыс. руб. на приобретение 50 квартир, поскольку приобретено в 2021 году 48 квартир, поэтому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не обеспечены двумя жилыми помещениями ввиду их не приобретения в целях реализации дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем, с состоявшимися по делу постановлением мирового судьи судебного участка № 270 Усть-Лабинского района Краснодарского края от 16 июня 2023 года и решением судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 03 августа 2023 года согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела (статья 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», по общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (подпункт «г» пункта 3).
В силу абзаца второго части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, в том числе в случае, когда дела об административных правонарушениях, влекут дисквалификацию лиц, замещающих должности муниципальной службы.
Исходя из частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
На основании частей 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Согласно решению Совета муниципального образования Усть-Лабинский район от 12 марта 2020 года Запорожский С.А. вступил в должность главы муниципального образования Усть-Лабинский район (л.д.29,30).
Должность главы муниципального образования относится к высшей категории должностей муниципальной службы (статья 2 Закона Краснодарского края от 08 июня 2007 г. №1243-КЗ «О Реестре должностей муниципальной службы в Краснодарском крае»).
Санкцией части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
Таким образом, с учетом положений абзаца второго части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административных правонарушениях, поскольку санкция вменяемого правонарушения предусматривает дисквалификацию лиц, замещающих должности муниципальной службы, настоящее дело подлежало рассмотрению судьей районного суда.
Данное обстоятельство и требования статей 23.1, 29.1, 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировым судьей оставлены без внимания, как при принятии настоящего дела к производству, так и при его рассмотрении, определение о передаче дела на рассмотрение судье районного суда не вынесено.
Обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности (часть 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г.№ 623-О-П и от 15 января 2009 г. № 144-О-П, следует, что решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (статья 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации), следовательно, двухгодичный срок привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в рассматриваемом случае 31 декабря 2023 года), на момент рассмотрения жалобы Запорожского С.А. в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции не истек.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 270 Усть-Лабинского района Краснодарского края от 16 июня 2023 года и решение судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 03 августа 2023 года, вынесенные в отношении главы муниципального образования Усть-Лабинский район Запорожского С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, дело - направлению в Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края для рассмотрения.
При новом рассмотрении данного дела судье следует принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для дела, в случае необходимости истребовать дополнительные доказательства, и, в зависимости от установленного, вынести решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 270 ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 16 ░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 03 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 15.15.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. № 5-494/2022
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. № 12-165/2022
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. № 16-2434/2023
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. № 5-407/2022
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. № 12-97/2023
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. № 16-6292/2023