ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД 03MS0064-01-2021-001100-82
№ 16-5271/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
3 августа 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу Исмаилова Захида Джавид оглы и его защитника Дьяченко Александра Васильевича на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 8 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 16 ноября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Исмаилова Захида Джавид оглы,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 8 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 16 ноября 2021 г. Исмаилов З.Д.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей без лишения права управления транспортными средствами.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Исмаилов З.Д.О. и его защитник Дьяченко А.В. ставят вопрос об отмене судебного акта, вынесенного по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая его незаконным, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Исмаилова З.Д.О. к административной ответственности по части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением мирового судьи послужило то обстоятельство, что он 13 июня 2021 г. в 3 часа 00 минут у д.158 по ул.Менделеева г.Уфы Республики Башкортостан управлял автомобилем <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № в состоянии алкогольного опьянения, чем нарушил п.2.7 Правил дорожного движения.
При этом согласно описательно-мотивировочной части постановления мировой судья пришел к выводу о том, что Исмаилов З.Д.О. как иностранный гражданин не имеет права управления транспортными средствами на территории Российской Федерации, поскольку, по мнению мирового судьи, национальное водительское удостоверение Исмаилова З.Д.О. не соответствует требованиям Конвенции о дорожном движении, заключенной 8 ноября 1968 года в г.Вене, и не отвечает критериям действительности на территории Российской Федерации, в связи с чем Исмаилову З.Д.О. назначено наказание только в виде штрафа без лишения права управления транспортными средствами.
Однако выводы мирового судьи являются противоречивыми, их нельзя признать правильными.
В ходе производства по делу установлено, что Исмаилов З.Д.О. является гражданином Республики Азербайджан, имеет национальные водительские права Республики Азербайджан, а также имеет разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации до 19 мая 2024 года, принятое 19 мая 2021 года (л.д.17-18).
При этом вывод мирового судьи о том, что национальное водительское удостоверение Исмаилова З.Д.О. не соответствует требованиям Конвенции о дорожном движении, заключенной 8 ноября 1968 года в г.Вене, и не отвечает критериям действительности на территории Российской Федерации, не основан на нормах права, в том числе, изложенных в вышеуказанной Конвенции. Согласно копии водительского удостоверения на имя Исмаилова З.Д.О., представленной в материалы дела (л.д.17-18), у него имеется национальное водительское удостоверение, выданное в Республике Азербайджан 21 февраля 2018 г.; в нем вопреки утверждению мирового судьи имеются записи, произведенные или продублированные буквами латинского алфавита (в том числе на английском языке), сведения о стране выдачи (указан отличительный знак страны), о дате выдачи и истечения срока действия водительского удостоверения, о категориях транспортных средств, управление которыми разрешено, и иная необходимая информация.
Однако мировым судьей оставлен без внимания тот факт, что Исмаилов З.Д.О. на момент привлечения к административной ответственности имел разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации до 19 мая 2024 года, принятое 19 мая 2021 года (л.д.17).
В соответствии с пунктом 12 статьи 25 Закона N 196-ФЗ лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 данной статьи.
В силу подпункта "b" пункта 2 статьи 41 Конвенции государства-участники признают любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям Приложения 6 к Конвенции.
В силу приведенных норм, управление в Российской Федерации транспортными средствами при наличии иностранного национального водительского удостоверения допустимо для лиц, временно пребывающих на ее территории.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Вместе с тем в материалах дела имеются сведения о том, что 19 мая 2021 года Исмаиловым З.Д.О. было получено разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации, действительное до 19 мая 2024 года (л.д. 17).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ разрешение на временное проживание – это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицо, получившее разрешение на временное проживание, признается временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином.
Таким образом, согласно данным, содержащимся в материалах дела, Исмаилов З.Д.О. является временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином.
Положения приведенных выше правовых норм, позволяющие управлять в Российской Федерации транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения, в отношении Исмаилова З.Д.О. неприменимы, поскольку распространяются на временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.
Более того, пунктом 7 Конвенции предусмотрено, что положения статьи 41 Конвенции не обязывают Договаривающиеся Стороны:
a) признавать действительными национальные или международные водительские удостоверения, выданные на территории другого государства лицам, которые имели на их территории обычное местожительство в момент выдачи этого водительского удостоверения или которые перенесли свое обычное местожительство на их территорию после выдачи этого удостоверения;
b) признавать действительность вышеуказанных водительских удостоверений, выданных водителям, обычное местожительство которых в момент выдачи удостоверений находилось не на территории, где были выданы удостоверения, или которые перенесли свое местожительство после выдачи удостоверений на другую территорию.
При таких обстоятельствах Исмаилов З.Д.О. является лицом, не имеющим права управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.
Аналогичный правовой подход сформулирован в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2020 года № 31-АД20-6, 27 декабря 2018 года № 38-АД18-8, 10 октября 2014 года № 33-АД14-5.
Вместе с тем, в силу положений статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъектами административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами могут быть только лица, имеющие данное право либо лишенные его в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае, когда лицо не имеет права управления транспортными средствами либо ранее лишено такого права за совершение иного, помимо предусмотренного частью 1 статьи 12.8 или частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административного правонарушения (например, за оставление в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия), управляет транспортным средством в состоянии опьянения либо не выполнило законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, его действия следует квалифицировать соответственно по части 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо части 2 статьи 12.26 данного Кодекса. Дополнительная квалификация действий лица по части 1 либо по части 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в указанном случае не требуется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Исмаилов З.Д.О., находясь в состоянии опьянения, управлял транспортным средством, не имея водительского удостоверения Российской Федерации, действия Исмаилова З.Д.О. подлежат квалификации по части 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами.
Согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) указанного Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Поскольку санкция части 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде административного ареста, переквалификация судом действий Исмаилова З.Д.О. на часть 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является невозможной как ухудшающая его положение.
Учитывая, что в действиях Исмаилова З.Д.О. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а переквалифицировать его действий невозможно в связи с тем, что такая переквалификация ухудшит его положение, то в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 8 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 16 ноября 2021 года подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 8 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 16 ноября 2021 г., вынесенное в отношении Исмаилова Захида Джавид оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Кассационную жалобу Исмаилова З.Д.О. и его защитника Дьяченко А.В. удовлетворить.
Судья Э.Г.Штейн
Копия верна
Судья Э.Г.Штейн