Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1822/2020 ~ М-1254/2020 от 16.03.2020

Дело №2-1822/2020 24RS0040-01-2020-001430-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2020 года     город Норильск, Красноярский край

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Калюжной О.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Сапуновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1822/2020 по иску Бирюковой Г.В. к Управлению жилищного фонда Администрации города Норильска, Министерству строительства Красноярского края о признании права на получение социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Бирюкова Г.В. обратилась с иском к Управлению жилищного фонда Администрации города Норильска, Министерству строительства Красноярского края о признании права на получение социальной выплаты, мотивируя следующим.

Истец состоит на учете Администрации города Норильска в соответствии с ФЗ от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», встала на учет в четвертую очередь, категорию «работающие» с 12.02.2014, во второй очереди, категории «пенсионеры» с 27.03.2017.

05.03.2019 Бирюкова Г.В. предоставила в Управление жилищного фонда Администрации города Норильска заявление и документы для участия в подпрограмме «Улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной постановление Правительства Красноярского края № 514-п от 30.09.2013. При приеме ее документов специалист Управления жилищного фонда Администрации г. Норильска ознакомила ее с письмом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства РФ №18469-ВМ/05 от 03.09.2014., в котором было указано, что «Федеральным законом от 25 октября 2002 125-ФЗ» установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее 15 календарных лет, не имеющих жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действующим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Однако, из разъяснений действующего законодательства следует, что периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности», и вопрос включения периодов военной службы, службы в ОВД на территории районов Крайнего Севера в общую продолжительность стажа работы, дающего право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, законодательством не урегулирован.

Истец является пенсионером с 15.02 2017, с 02.02.2001 по 15.03.2020 проходила службу в органах внутренних дел «Отдел Вневедомственной охраны в г. Норильске», после увольнения общий стаж работы в районе Крайнего Севера составляет 36 лет 6 месяцев 09 дней. Данные обстоятельства подтверждаются, в том числе ее трудовой книжкой, которая в соответствии со статьей 66 ТК РФ, является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Полагает, что имеет право на получение жилищной субсидии, поскольку имеет необходимый трудовой стаж в районах Крайнего Севера, который составляет 36 лет 6 месяцев 09 дней. Просит суд признать за ней право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30.09.2013г., с учетом календарного стажа работы, периода службы в органах внутренних дел «Отдела вневедомственной охраны в г. Норильске», времени проживания на пенсии в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Истец Бирюкова Г.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно и надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.119).

Представитель ответчика Министерства строительства Красноярского края Козупица С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно и надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, а также письменное возражение, из которого следует, что периоды прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы не входят в понятие «период работы или иной деятельности», в связи с чем оснований для включения периодов службы в органах внутренних дел в общий стаж работы, дающий право на получение социальной выплаты, не имеется (л.д. 31-35).

Представитель ответчика Управления жилищного фонда Администрации г. Норильска – Григорьева А.Н., в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором сообщила, что истец состоит на учете в Администрации города Норильска в соответствии с ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «пенсионеры» с 27.03.2017. Истец предоставила в Управление заявление и пакет документов для участия в подпрограмме «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан государственной программы Красноярского края «Создание условия для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края № 514-П от 30.09.2013, с учетом календарного стажа работы, периода службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, времени проживания на пенсии в районах Крайнего Севера. В общую продолжительность стажа граждан, учитываемого при определении права на получение жилищной субсидии, предусмотренной ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ, период службы в органах внутренних дел не входит и понятием «периоды работы или иной деятельности» не охватывается, а специальной нормой спорный вопрос законодательно не урегулирован (л.д.57-59).

Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ФГК «Управление Вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ ГУ МВД по Красноярскому краю», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступало.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ при изложенных выше обстоятельства, уд полагает рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как установлено судом, с 27.03.2017 истец состоит на учете в Администрации г. Норильска в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в первой очереди, категория «пенсионеры».

05.03.2019 истец обратилась в Управление жилищного фонда Администрации г. Норильск с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья в 2020 году в рамках Закона Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края» (л.д.77-80).

Из трудовой книжки истца следует, что Бирюкова Г.В. проходила службу в органах внутренних дел войсках национальной гвардии РФ в период с 02.02.2001 по 15.03.2020, общий стаж работы в районах Крайнего Севера непрерывный более 19 лет 01 месяц 13 дней (л.д.12-16).

Из отзыва Управления жилищного фонда Администрации города Норильска следует, что в соответствии с разъяснениями Министерства строительства от 3.09. 2014 года № 18469-ВМ/05 по вопросу зачисления календарной выслуги военной и иной приравненной к ней службы в частях и подразделениях, дислоцированных в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, в общую продолжительность стажа граждан, учитываемого при определении права на получение жилищной субсидии, предусмотренной ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ, период военной службы не входит и понятием «периоды работы или иной деятельности» не охватывается. Бирюковой Г.В. направлены вышеуказанные разъяснения Министерства строительства от 3 сентября 2014 года № 18469-ВМ/05 уведомлением от 13.03.2019 исх. № 163-1508. Решение, адресованного лично Бирюковой Г.В. об отказе в предоставлении социальной выплаты не принималось, поскольку решение по данном вопросу принимается Министерством при наступлении очередности заявителя. Таким образом, обращение истца в суд за защитой его права на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки в настоящее время вызвано отсутствием в нормативных актах соответствующего правового регулирования вопросов исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера, дающего право на получение социальной выплаты. В указанной части доводы истца являются обоснованными. Подпрограмма «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан» была утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 514-п. Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2019 № 524-п (вступившим в законную силу 01.01.2020) в Программу переселения внесены изменения в части ограничения срока её действия 2020 годом. Таким образом, Программа переселения действует до конца 2020 года. В связи с этим, заявлением, поданным в 2020 году Бирюкова Г.В. подтвердила свое участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», поскольку граждане, поставленные на учет в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», имеют право на участие в ведомственной программе. Срок действия ведомственной целевой программы федеральным законодательством не установлен.

Судом установлено, что истец имеет трудовой стаж в районах Крайнего Севера не менее 19 лет 01 месяц 13 дней, что подтверждается исследованными в судебном заседании документами. Сведений о наличии у истца жилья на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в материалы дела не представлено и судом не установлено.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

В силу ст. 1 Закона Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5582 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края» отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» наделены, в том числе, органы местного самоуправления городского округа Норильск.

Меры социальной поддержки граждан, переселяющихся из районов Крайнего Севера на территории Красноярского края, предусмотрены также Законом Красноярского края № 11-5540 от 21.12.2010 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края».

В соответствии со ст. 1 указанного Закона социальная поддержка оказывается гражданам, соответствующим следующим требованиям: имеющим место жительства в городском округе город Норильск или городском поселении город Дудинка Красноярского края; состоящим на учете в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; переселяющимся в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера; прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года; имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет; не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении.

При этом по смыслу ч. 3 ст. 2 указанного Закона гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по настоящему Закону и иному нормативному правовому акту, меры социальной поддержки предоставляются по настоящему Закону или иному нормативному правовому акту по их выбору. Предусмотренная указанным законом мера социальной поддержки оказывается путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера за счет средств краевого бюджета в соответствии с утверждаемой Правительством Красноярского края долгосрочной целевой программой (ч.ч. 1, 2 ст. 3 Закона).

Постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30.09.2013 утверждена и действовала в период возникновения спорных правоотношений Государственная программа Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан».

В рамках указанной Программы право на получение социальных выплат на приобретение жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с Законом Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края» имеют граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городском округе город Норильск или городском поселении город Дудинка Красноярского края; состоящие на учете в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Таким образом, все вышеприведенные нормативные акты в качестве одного из условий предоставления гражданину социальной выплаты на приобретение жилья предусматривают наличие у него стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях общей продолжительностью не менее 15 календарных лет. При этом вопрос о порядке исчисления указанного стажа нормативными актами, определяющими право и условия получения социальной выплаты на приобретение жилья, не урегулирован.

Вместе с тем, само по себе отсутствие в вышеуказанных нормативных актах соответствующего правового регулирования вопросов исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера, дающего право на получение социальной выплаты, на что ссылались ответчики в обоснование возражений против заявленных требований, не может служить основанием для ограничения прав граждан на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки, связанных с переселением из районов Крайнего Севера.

Доводы ответчика Министерства строительства Красноярского края об отсутствии у истца стажа работы в районах Крайнего Севера требуемой продолжительностью 15 лет, основанные на не включении в трудовой стаж периода прохождения военной службы, послужившие основанием к отказу в предоставлении истцу социальной выплаты на приобретение жилья, судом признаются необоснованными.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15.12.2001 под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 (с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации, независимо от уплаты в указанный период страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 11 названного Федерального закона наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, в страховой стаж засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Аналогичным образом разрешен вопрос о зачете в страховой стаж периода прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Таким образом, вопреки доводам ответчика, системный анализ приведенных выше законоположений позволяет сделать вывод о том, что период прохождения военной службы включается в суммарную продолжительность общего трудового стажа лица.

Трудовая деятельность, в том числе военная служба истца проходила в районах Крайнего Севера, календарный стаж работы и военной службы истца в районах Крайнего Севера составляет более 15 лет, что свидетельствует о наличии у истца требуемой для получения социальной выплаты общей продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера.

Соответствие истца иным требованиям, предъявляемым ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ст. 1 Закона Красноярского края № 11-5540 от 21.12.2010 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края» к лицам, претендующим на получение социальной выплаты на приобретение жилья, ответчиками не оспаривается.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Бирюкова Г.В. имеет право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30.09.2013. Отказа в предоставлении истцу социальной выплаты со стороны Управления жилищного фонда Администрации города Норильска не было, следовательно, права истца Управлением не нарушены, в удовлетворении требований истца к данному ответчику необходимо отказать.

Ссылка на письмо Минстроя России от 03.09.2014, согласно которому периоды указанной службы не подлежат зачету в общую продолжительность стажа работы, дающего гражданам право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, является несостоятельной, поскольку указанные в письме нормы Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ и Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулируют пенсионные правоотношения, и применяются при назначении и расчете размера пенсии.

Действующее законодательство не содержит запрета на включение в общую продолжительность трудового стажа работы в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностей, учитываемую при постановке на учет на получение социальной выплаты и при ее выплате, периодов прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы на указанных территориях.

При таких обстоятельствах не включение в общий трудовой стаж периодов прохождения военной и приравненной к ней службы являются неправомерным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Бирюковой Г.В. к Министерству строительства Красноярского края о признании права на получение социальной выплаты, удовлетворить.

Признать за Бирюковой Г.В. право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края №514-П от 30.09.2013, с учетом календарного стажа работы, периода службы в Отделе вневедомственной охраны г. Норильска, ОВО по г. Норильску - филиала ФГКУ ВНГ России по Красноярскому краю» и времени проживания на пенсии в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В удовлетворении исковых требований к Управлению жилищного фонда Администрации города Норильска- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                     О.Г. Калюжная

В окончательной форме решение принято 26.12.2020

2-1822/2020 ~ М-1254/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бирюкова Галина Владимировна
Ответчики
Управление жилищного фонда г.Норильска
Министерство строительства Красноярского края
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Калюжная Оксана Григорьевна
Дело на странице суда
norilsk--krk.sudrf.ru
16.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2020Передача материалов судье
19.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
11.12.2020Производство по делу возобновлено
14.12.2020Судебное заседание
26.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2024Дело оформлено
17.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее